Фарфор идет по стопам сильных мира

Вэти дни на Ломоносовском фарфоровом заводе пытаются сделать точную копию первого сервиза завода.

<BR><BR>Вэти дни на Ломоносовском фарфоровом заводе пытаются сделать точную копию первого сервиза завода. <BR>Этот сервиз называется "Собственный", изготовлен он был по заказу основательницы завода императрицы Елизаветы Петровны. До этого "собственная" копия не была доступна коллекционерам. По словам начальника фирменной торговли Ольги Липиной, завод только недавно начал восстанавливать императорские сервизы. "Для того чтобы изготовить фарфоровую вещь, сначала необходимо сделать гипсовую модель, с которой снимается форма и отливается само изделие. Во время войн и революций очень многие модели, в том числе эта, были утрачены, а модельщики сегодня на вес золота", - говорит Ольга Липина. Сложность работы заключается в том, что модель нужно увеличить приблизительно на 1/7 по сравнению с оригиналом. Причем неравномерно: после обжига различные элементы предмета уменьшаются по-разному. Чтобы точно подгадать все пропорции и мельчайшие подробности оригинала, нужно потратить не меньше месяца на один предмет. <BR>Оказывается, даже императорам всегда поставляли только копии сервизов: оригиналы оставались в музее Ломоносовского фарфорового завода - под рукой, чтобы было с чего повторять разбитый предмет. Впрочем, коронованные владельцы фарфора обычно им дорожили: за некоторые из сервизов приходилось выплачивать деньги в несколько заходов. Поэтому, даже находясь в страшном гневе, императрицы предпочитали таскать дворовых девок за косы, нежели бить посуду.<BR>Сервизы делались десятками лет, поскольку постоянно менялась традиция оформления стола, кроме того, к столу всегда приглашались новые фавориты. <BR>В итоге некоторые императоры не смогли дожить до конца работы. Например, "Рафаэлевский" сервиз, один из самых дорогих (ни в одном из его предметов не повторяется декор), делался при жизни Александра III 13 лет и еще 7 лет после его смерти. Новую порцию посуды Александру III обычно подносили к Рождеству. <BR>"Гурьевский" сервиз (названный в честь директора завода и одновременно министра финансов Дмитрия Гурьева) дополнялся на протяжении жизни трех императоров, в итоге достигнув 3,5 тыс. предметов. При этом он так и остался без чайников. Дело в том, что чайник долгое время не использовался в России: в XVII-XVIII веке чай подносили уже разлитым по чашкам. <BR>Во времена Екатерины II, которая стремилась к европейскому столу, широко использовались специальные емкости - фарфоровые бутылочные и рюмочные передачи. <BR>Со временем бутылочные ведерки стали серебряными, а рюмочные передачи исчезли из обихода. Перестали заставлять стол и нефункциональными украшениями: рогами изобилия, декоративными вазочками или скульптурными группами (обычно они начинались с "крупной" Екатерины II в центре стола, от которой в разные стороны отходили более мелкие скульптуры). <BR>Фарфор сильных мира нового времени остался символичным. Например, для вечно окруженного свитой Ельцина кабинет министров к инаугурации заказал сервиз на 24 персоны. Для Владимира Яковлева его администрация выбрала "Коттеджный" чайный сервиз - всего на шесть персон (количество фаворитов - вице-губернаторов). <BR>А отягощенному секретным прошлым Владимиру Путину недавно завод подарил ко дню рождения сервиз "tet-a-tet". <BR>Впрочем, раньше на ЛФЗ для VIP-персон производили не только сервизы "для двоих", но и более интимные предметы. Например, до войны здесь делали фарфоровые зубные протезы. <BR><BR>