00:0014 декабря 2000
6просмотров
00:0014 декабря 2000
Профессора Стокгольмской школы экономики Кьелл Нордстрем (Kjell Nordstrцm) и Йонас Риддерстрале (Jonas Ridderstrеle) приехали в Петербург на один день.
<BR><BR>Профессора Стокгольмской школы экономики Кьелл Нордстрем (Kjell Nordstrцm) и Йонас Риддерстрале (Jonas Ridderstrеle) приехали в Петербург на один день.<BR>Они представили на русском языке свою книгу "Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку талантов".<BR>Журнал Business Life включил Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале в пятерку лучших в рейтинге Лиги международных гуру менеджмента. Как консультанты они стоят от $15 тыс. до $25 тыс. в час. Собравшаяся на презентации публика была шокирована их вычурно театральным поведением, но виду не показывала. Петербургские гуру менеджмента встречу с западными коллегами проигнорировали - гура гуре не товарищ.<BR>О российском стиле менеджмента Кьелл и Йонас знают только то, что это очень иерархичная модель, которая обречена на вымирание, потому что мир идет к дестабилизации. Несмотря на пасмурность этих прогнозов, выступлением они заставили поверить всех присутствующих в свои силы. И еще они попытались вывести рецепт современной успешной компании. <BR><BR>Кьелл Нордстрем (К.Н.)<BR>- Наш дорогой друг Карл Маркс возвращается на сцену. Одна из главных идей его трудов - фокус собственности должен сместиться на людей - начинает претворяться в мир. Смысл этого высказывания в том, что критическими, то есть основными, средствами производства должны стать сами рабочие. Мир находится в процессе, когда нам действительно возвращают и вручают средства производства.<BR>На Ericsson Telecommunications 70% людей занимаются интеллектуальной работой. На IBM эта цифра составляет 92%, на Hewlett Packard - 85%. Это касается и страховых компаний, и банков, и практически любой сферы деятельности в наше время. Кому же принадлежит этот интеллектуальный капитал? Это не Джордж Сорос и никакой другой капиталист. Этот капитал принадлежит непосредственным его носителям.<BR>Можно предположить, что через 5-10 лет Ericsson Telecommunications, в которой 100 тыс. человек, будет на 50-60% принадлежать своим сотрудникам. Пока этот показатель не превышает 5%, но процесс неизбежен. И это наиболее важная движущая сила в рыночной экономике в данный момент. Акцент неизбежно сместится от традиционных владельцев капитала к его реальным владельцам.<BR><BR>Йонас Риддерстрале (Й.Р.) <BR>- Иоанн Павел II записал в 1999 году CD, на котором он поет в стиле рэп. Когда лидер такой консервативной организации, как католическая церковь, начинает заниматься попсой, наверное, что-то начинается? В наших умах происходит революция, и подталкивают нас к ней три движущие силы.<BR>Первое - это цифровые информационные технологии. Но не надо их абсолютизировать. В каждом офисе есть свой туалет, но это же не дает конкурентных преимуществ. Так же и Интернет - скоро он будет у каждого, и это уже не будет преимуществом. Интернет является необходимым, но не достаточным условием конкурентного преимущества.<BR>Вторая движущая сила - смещение центров многих традиционных институтов. С экономической точки зрения национальное государство больше не является единицей анализа. Границы стираются, не только посредством Интернета - это происходит и фактически. Перемещение из государства в государство, с одной работы на другую - тенденция, набирающая обороты.<BR>Последняя движущая сила имеет отношение к нашим ценностям. Здесь наиболее значительные изменения. Мы выросли в мире, который был структурирован географически. Теперь же объединяющим звеном может быть все что угодно - Greenpeace, гомосексуализм. Можно объявить Республику Бритни Спирс, ведь она имеет поклонников больше, чем все население Швеции. В современном мире племена формируются не случайно, это результат добровольного выбора.<BR>Эти движущие силы подталкивают нас к обществу переизбытка и экономике излишеств, где всего много и все свободно выбирается - как товар, так и более хорошее место работы. Наступающую эру можно назвать эрой "большего" - больше веселья, больше ответственности, больше свободы, больше конкуренции, больше всего. Проблема заключается в том, что "больше" очень часто означает просто больше того же самого.<BR><BR>К.Н. - И как же зарабатывать деньги в этой экономике излишества с переизбытком компаний и продуктов, которые так похожи друг на друга? Деньги в такой экономике можно зарабатывать только при одном условии - если у вас есть временная монополия. Это тот момент во времени, когда вы со своим продуктом являетесь единственным. Весь бизнес должен стремиться к тому, чтобы создать и защитить временную монополию. Все крупные компании были основаны на какой-нибудь монополии. А единственный способ создать эту временную монополию - это инновация, мысль: такая, какой не было ни у кого.<BR>Все монополии прошлого базировались на технических достижениях, но в наше время изобрести что-то новое в технике практически невозможно. Nokia и Ericsson - все знают о мобильных телефонах, и ничего нового они не изобретут. Но кто же будет лидировать в будущем?<BR>Победителем будет тот, кто может организовать и управлять системой наиболее эффективно. Лидерство, маркетинг, организационные принципы, бюджетирование, системы контроля - это все то, чем измеряют эффективность. Но здесь есть одно большое упущение: дело в том, что за $10-15 тыс. любая компания может купить себе все что угодно из перечисленного выше. Мир наводнен консультантами и умными книжками.<BR>В итоге получаем, что технологии и профессиональное управление компанией необходимы, но вовсе не достаточны для обеспечения конкурентного преимущества. Что же является временной монополией в наше время?<BR>Давайте посмотрим на пример успешных современных компаний. Nokia делала резиновую обувь, а сейчас им принадлежит 30% мобильных телефонов в мире. Так в чем же секрет? Неужели они в Хельсинки знают что-то о микрочипах, что не знают в других странах, или у них есть учебник по маркетингу, не переведенный с финского? Нет, просто Nokia после 8 лет исследования осознала, что женщина не является маленьким мужчиной, и они стали создавать мобильные телефоны для женщин, которые помещаются в маленькую ладонь. На 6 лет раньше, чем другие, они стали предлагать телефоны разных цветов.<BR>У общества есть нереализованная потребность в искусстве и поэзии, и временная монополия современности базируется на трех китах - этика, эстетика и функциональность. И это то, что индустрия до сих пор еще не поняла. Если вы вкладываете искусство в ершик для туалета, то вы сможете убедить людей, что он стоит $50.<BR><BR>Й.Р. - Успех компании в наше время - это вопрос о том, как быть эмоциональным в нашем обращении к потребителям. Вопрос должен заключаться в том, любим ли мы своих потребителей. Многие ли потребители готовы делать татуировку какого-нибудь брэнда на своем плече? Если Harley Davidson может заставить своих покупателей делать это, значит, могут и другие.<BR>Нравится это или нет, но в экономике переизбытка мы все являемся игроками по привлечению, и успехом в наше время является вопрос того, можем ли мы стать магнитом, который притягивает к себе таланты. <BR>Будущее принадлежит тем, кто готов его схватить, кто готов строить новые правила игры и жить по ним. Хочется процитировать своего друга Леонардо Ди Каприо: "Я король мира!" Надо просто каждый день быть собой. Будущее не может принадлежать посредственности. И конкуренция с другими начинается с конкуренции с собой. <BR>Главный совет - выходите из туалета и будьте самими собой. Если это смог сделать консервативный Папа Римский, то это сможет сделать каждый.