00:0005 декабря 200000:00
26просмотров
00:0005 декабря 2000
Участники круглого стола
<BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Константин Велли, начальник международного отдела ЗАО "АстроСофт"<BR>Иван Золочевский, директор по продажам компании ЗАО "Ниеншанц"<BR>Михаил Усачев, начальник отдела маркетинга компании ОАО "РАМЭК"<BR>Игорь Кирсанов, генеральный директор ЗАО ВО "Рестэк"<BR>Андрей Федоров, генеральный директор Digital Design<BR>Елена Волкова, заместитель генерального директора по продвижению (ЗАО "ГАЛАКТИКА СПб")<BR>Константин Черницкий, начальник Интернет-отдела (ООО "AУРA Компьютеры")<BR>Андрей Перов, директор по маркетингу ЗАО "Информационная компания "Кодекс"<BR>Андрей Лукин, заместитель генерального директора компании ЗАО "Компьютерный мир"<BR>Андрей Оловянников, коммерческий директор компании ЗАО "AСКоД"<BR>Сергей Хорев, менеджер компании MicroXperts<BR>Олег Горский, технический директор фирмы ООО "Кубикс"<BR>Алексей Калистратов, заместитель генерального директора фирмы ООО "Кубикс"<BR>Виталий Постолатий, коммерческий представитель в Северо-Западном регионе по работе с OEM-партнерами Microsoft ZAO<BR><BR>Стремительное развитие информационных технологий благотворно сказалось на петербургских компьютерных и программистских фирмах. Рост продаж уходящего года и радужные прогнозы на следующий год привлекли в этот сектор экономики множество классных специалистов. Но их оказалось мало, и требуются все новые кадры.<BR>Руководители крупных петербургских компаний, работающих в сфере программирования и системной интеграции, собрались за круглым столом "ДП", чтобы разобраться в том, как будет развиваться рынок информационных технологий в ближайшие годы и смогут ли петербургские компании создать брэнд российского уровня.<BR><BR>Иван Золочевский:<BR>"Начнем с конца: способны ли петербургские производители вывести свои марки на российский рынок?<BR>Теоретически, наверное, да, но фактически мы за это дело точно не возьмемся. Время таких мечтаний уже прошло.<BR>В этом смысле компьютерный рынок создавался как сообщество весьма профессиональных людей, которые пытаются заглянуть в будущее, может быть, несколько дальше, чем представители других отраслей.<BR>Думаю, что резких шагов по захвату российского рынка петербургские компании предпринимать не будут".<BR><BR>Михаил Усачев:<BR>"Производство компьютеров - это лишь отдельная составляющая большого сегмента, куда входят и программное обеспечение, и системная интеграция, и масса других аспектов. Выводить брэнд на общероссийский и, может быть, общемировой рынок, скорее всего, и не надо, и невозможно.<BR>Результаты развития рынка после 1998 года показывают: количество продаж компьютеров увеличивается, но финансовый оборот от этого роста крайне незначителен".<BR><BR>Сергей Хорев:<BR>"Все компьютерные фирмы Петербурга - малые предприятия и по объемным, и по человеческим, и по финансовым масштабам. С другой стороны, рынки России и Петербурга - это несколько разные рынки.<BR>Поэтому, для того чтобы быть успешным на российском рынке, необходимо быть успешным на московском.<BR>Вот основные причины отсутствия такого питерского брэнда: у нас другой рынок и мы слишком мелки".<BR><BR>Константин Черницкий:<BR>"Для того чтобы потреблять брэнд, надо иметь мощности для производства однотипных компьютеров. То есть сборка и, соответственно, продвижение во всех регионах. Для этого нужны большие средства. У нас в городе сейчас таких мощных компаний нет.<BR>Думать о перспективе нужно, но, по-моему, не на данном этапе. В ближайшее время наибольший интерес будут вызывать комплексные услуги. То есть комплексные поставки софта, "железа", сетей и, соответственно, сервиса.<BR>К сожалению, нам не удалось найти достойного партнера, который предоставил бы нам брэндовую технику в Петербурге".<BR><BR>Виталий Постолатий:<BR>"Основная ценность брэнда - это доверие клиента. Производитель, стремящийся к развитию компьютерного брэнда, должен иметь стратегию построения сбытовой сети в регионе присутствия.<BR>Естественный шаг к созданию брэнда, которому будут отдавать предпочтение и домашние пользователи, и крупные компании, - предложение законченного решения, компьютера, готового к работе с момента первого включения на рабочем месте.<BR>Клиенту больше не нужен кусок железа - он хочет получить в качестве брэнда компьютер с необходимым для решения своих задач комплектом программного обеспечения".<BR><BR>- Значит, Ваш рынок будет шире и будет охватывать программное и техническое обеспечение?<BR><BR>Михаил Усачев:<BR>"Совершенно верно. Он будет все больше приобретать форму комплексного, то есть компьютер будет выступать в роли компонента. И нужно ли создавать брэнд под отдельный, незначительный компонент?!"<BR><BR>Андрей Лукин:<BR>"Для нас, как производителей компьютеров, эта тема является животрепещущей. У нас есть свой брэнд. Я не считаю, что потребность в комплексных поставках отменяет потребность в марке как таковой. Если говорить о распространении брэнда в России, то оно пойдет не быстрее, чем распространение самой фирменной торговой марки.<BR>Предложения от регионов поступают, но мы не видим достойных партнеров, которые обеспечат то качество, которое мы подразумеваем".<BR><BR>Андрей Оловянников: <BR>"Если имеется в виду присутствие по России, то мы поставляем технику в другие города.<BR>Что касается собственно объема продаж, то по сравнению с московскими компаниями его у нас нет.<BR>Бессмысленно рассматривать отдельно производителей компьютеров и отдельно - производителей софта. Тут может быть альянс".<BR>Иван Золочевский:<BR>"Я могу сказать, что петербургские производители компьютеров перестали так себя называть 2 года назад. И наше решение - комплексные услуги по автоматизации различных предприятий. Под брэндом мы понимаем имидж нашей компании, который распространяется по выбранному региону. Причем в данном случае мы ограничивали свои амбиции Северо-Западным округом".<BR><BR>Константин Велли:<BR>"Мы занимаемся исключительно производством программного обеспечения. Мое мнение таково: нельзя смешивать "железо" и софт. И какая может быть интеграция, о которой говорили здесь, - для меня это загадка, каким она обладает ресурсом - непонятно.<BR>А в плане продвижения брэнда - так никакого петербургского брэнда нет и в помине".<BR><BR>- А Вы пытались имя своей компании присвоить другим фирмам?<BR><BR>Андрей Перов:<BR>"Была у нас такая практика. Мы присваивали свою марку компьютерам. Но по понятным причинам мы не можем выйти ни на должный уровень качества, ни на должный уровень сервиса. Лучше работать над тем, что у нас лучше получается.<BR>У нас есть технический отдел, который занимается комплексными поставками и компьютеров, и сетевых решений, и установкой. Есть сертифицированные инженеры по этому направлению. Доля этого направления занимает 5% общего дохода".<BR><BR>Елена Волкова:<BR>"Марку надо сначала создать и не хочется ее уронить, имея какой-то непрофессиональный отдел или подразделение. Существует профессионализм в определенной отрасли.<BR><B>Лучше работать в содружестве с кем-то сильным, и в этом я вижу</B><BR>перспективы. Нельзя быть профессионалом во всем".<BR><BR>Андрей Оловянников: <BR>"Правильно, пусть компьютерные фирмы занимаются своим делом, а софтовые - своим. Но тем не менее никто не отменяет этот альянс и точки соприкосновения между ними есть".<BR><BR>Андрей Федоров:<BR> "Должен сказать, что петербургский потенциал разработки программного обеспечения достаточно велик. По крайней мере местного рынка не хватает для того, чтобы удовлетворить возможности петербургских программистов. <BR>Поэтому в Петербурге немало серьезных компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения и экспортируют его".<BR><BR>- Каковы перспективы развития компьютерного рынка, рынка программного обеспечения в 2001 году?<BR><BR>Андрей Лукин:<BR>"Я думаю, рынок Северо-Западного региона вырастет несколько больше, чем российский. При этом, если говорить о продаже "железа" в стоимостном выражении, рост на 25% - это реально.<BR>Что касается денег, затраченных на софт, то эта сумма вырастет несколько больше. Растет культура использования компьютерной техники и понимания применения лицензионного обеспечения".<BR><BR>Иван Золочевский:<BR>"Трудно охарактеризовать ситуацию в общем. Я бы сказал, что в Северо-Западном регионе при количестве денег, которое он потратит на систематизацию и автоматизацию, мы вправе ожидать серьезного роста - 30% в сфере программного обеспечения. Очень трудно сказать в "железной" части".<BR><BR>Андрей Оловянников: <BR>"Если сложить две цифры, которые были названы, получится третья. Для того чтобы на серьезный софт положить серьезное "железо", нужны какие-то условия. Нужно комплексное решение. <BR>Что значит - продать компьютер? Не понимаю. Мне кажется, так нельзя ставить вопрос - на сколько вырастет отдельно софт и на сколько - компьютеры. Кроме того, есть тенденция к приобретению нормального, легального софта. За счет этого и будут подвижки".<BR><BR>- Такое впечатление, что рынок будет расти независимо от того, что Вы будете делать. Намерены ли Вы вкладывать средства в то, чтобы увеличить Вашу долю рынка или хотя бы не уменьшить ее?<BR><BR>Андрей Перов:<BR>"Чтобы расширить рынок, существует два основных направления. Первое: Москва и через Москву - в регионы. Второе: расширение номенклатуры выпускаемой продукции, в том числе выход на заказчиков, которых мы раньше не считали заказчиками. Вот пример: библиотеки всегда считались бедными организациями. Тем не менее они готовы платить по $700 за наш продукт. Следующий такой заказчик - органы власти, которые все больше и больше поворачиваются лицом к компьютерному рынку".<BR><BR>Иван Золочевский:<BR>"Я считаю, что рост рынка зависит от покупательной способности. Это с одной стороны. С другой стороны, чтобы направить деньги в нужное русло, мы планируем инвестировать достаточно средств в Северо-Западный регион. Это, безусловно, увеличение количества людей, открытие новых направлений в бизнесе".<BR><BR>Константин Черницкий:<BR>"Главный упор надо сделать на сервис. Качество сборки - это да, но концентрировать внимание на этом еще больше, мне кажется, не надо. Сейчас хромает сервис. Если раньше покупатель был лицом, достаточно далеким для фирмы, то сейчас он приближается: получает консультации, помощь в освоении и т.п.". <BR><BR>Константин Черницкий:<BR>"Основываясь на опыте, хочу сказать, что реклама - не слишком перспективное средство для привлечения клиентов. Самый лучший способ для этого - создать легенду (брэнд). То есть создать нечто, что люди будут узнавать, о чем будут думать. У нас в стране так сложилось, что вся информация передается по слухам. А радио, телевидению люди не всегда доверяют".<BR><BR>Сергей Хорев:<BR>"По поводу рекламы: мы имеем определенный опыт работы - вывели на петербургский рынок не один брэнд. Опыт рекламных кампаний говорит о том, что нужны очень серьезные вложения для того, чтобы действительно раскрутить марку. Поэтому с нашей стороны будут нужны значительные вложения в то, что имеется в виду в классическом понимании этого слова".<BR>Олег Горский:<BR>"В каком-то смысле нам, наверное, повезло. В нашем сегменте рынка конкурентов мы практически не встречаем.<BR>Основная проблема в области развития - нанять как можно больше людей на работу. Здесь и происходит жесткая борьба, которую непросто выстоять". <BR><BR>Константин Велли:<BR>"Конечно, побороться придется. Борьба за каждого специалиста ожесточится в будущем году. Грамотных, квалифицированных людей вообще мало. Обычно на этом спотыкаются компании, которые берутся за все сразу. <BR>Даже в профессиональных компаниях существует не очень много людей, которые способны продвинуть что-то очень далеко. Это всегда проблема. А что касается ресурсов в виде рабочей силы, то, чем больше людей, тем больше объем продаж. Поэтому мы собираемся вкладываться в корпоративную культуру и поддерживать ее развитие".<BR><BR>Андрей Федоров:<BR>"За перспективы действительно будет битва. Сегодня стоящий программист при поступлении на работу начинает разговор с $700".<BR><BR>Андрей Оловянников:<BR>"Действительно, квалифицированных программистов нет. Но есть опасная тенденция, потому что люди сейчас - если не менеджеры, то программисты. Кто будет заниматься "железом" лет через 5 - непонятно. А кадровый вопрос у всех приблизительно одинаков.<BR>Я не согласен, правда, с таким вольным обращением с кадрами. Фирма затрачивает некие ресурсы, в том числе и финансовые. И если человек перешагивает через них, то это недоработка руководства фирмы.<BR>Что касается Интернета, то говорить о нем как об инструменте для зарабатывания денег еще трудно. Надо посмотреть, что там, на Западе. Что касается Интернета как информационного пространства или как способа привлечения клиентов в это пространство и, соответственно, извлечения косвенной прибыли, то, безусловно, да". <BR><BR>Олег Горский:<BR>"Что касается бума, то вообще-то в области Интернета бума нет, здесь емкость линий - очень серьезная проблема. Почему платформы Microsoft столь популярны? Если мы будем продолжать работу в этом направлении, то через некоторое время бум кончится просто потому, что все физические линии будут заняты пересылкой туда и обратно. <BR>Что касается оффшора, то скоро он перестанет быть интересным для очень многих. Да, оффшорное программирование станет обычным бизнесом. И тот, кто его не покинет, образно говоря, станет продавцом в ларьке. <BR>Есть бум в области освоения высоких технологий. Все это действительно очень интересно и будет развиваться. Потому что объективно производительность труда в сельском хозяйстве растет и скоро им тоже надо будет чем-то заняться. Вся мировая экономика идет к этому".<BR><BR><B>Заседание круглого стола вел Владимир Малышев. Материал подготовил Александр Сологуб</B>