Бизнесмены занимаются шапочным разбором

Сегодня официально начался отсчет 90 самых холодных дней в году. Скорость ветра и температура "за бортом" перманентно напоминают петербургским потребителям простую истину: голову нужно держать в тепле.

<BR><BR>Сегодня официально начался отсчет 90 самых холодных дней в году. Скорость ветра и температура "за бортом" перманентно напоминают петербургским потребителям простую истину: голову нужно держать в тепле.<BR>Но, как это ни странно, зима - далеко не лучшее время для производителей и торговцев головными уборами. После весенне-летней спячки и значительного увеличения объема продаж осенью, зимой наступает резкий спад покупательской активности.<BR>К тому же число конкурентов у шляп, кепок, ушанок, треухов, папах и "пирожков" множится с каждым годом: злейшие "шапочные" враги - теплые куртки с капюшоном и автомобили, владельцы которых в равной степени нечасто задумываются над "шапочным" вопросом.<BR><BR>Шапки - долой!<BR>В Петербурге постоянно обитает около 5 млн голов. Но как показывает практика, соотношение количества головных уборов к численности местного населения очень далеко от 1:1.<BR>"К нашему глубокому сожалению, даже очень обеспеченные люди иногда не хотят носить головные уборы. Петербургские мужчины вообще предпочитают обходиться без них, ссылаясь на то, что много ездят в машине, пользуются метро и т.д. Если брать группу мужчин в возрасте 30-40 лет, то только 50-70% из них носят головные уборы, остальные же мерзнут до последнего. Женщины всех возрастов, конечно, более активны, но... Пропаганда ношения головных уборов в России развита слабо. Приходится действовать самим: все наши сотрудники обязательно носят шляпы и шапки Fredrikson. Когда-нибудь мы надеемся приучить всех петербуржцев носить головные уборы", - поведал коммерческий директор фирмы A. Fredrikson Владимир Ерашов.<BR><BR><B>Дело в шляпе</B><BR>Местный шапочный рынок четко разделен на три сегмента: крупные производители ("Ладога", "Рот-Фронт", A. Fredrikson и др.), шляпные ателье и многочисленные частные предприниматели.<BR>Из 16 ателье, занимавшихся изготовлением головных уборов до начала 1990-х годов, в Петербурге осталось менее половины. Большинство из них ведут тяжелую борьбу за выживание: несмотря на то что цены на изделия в небольших шляпных мастерских почти не отличаются от фабричных, круг постоянных клиентов у ателье очень и очень невелик. В первую очередь к нему относятся люди так называемых творческих профессий.<BR>Самый известный петербургский шляпный мастер - модельер Марина Седова уже около 8 лет занимается исключительно головными уборами из фетра. Свои коллекции она реализует в основном через магазины, хотя у мастерской есть заказы от театров и частных лиц. "Вообще, шляпа - это предмет эротический, она привлекает внимание бессознательно. Если женщина и не начинается со шляпы, то уж во всяком случае ею заканчивается", - рекламирует "шляпный" образ жизни Марина Седова.<BR>Большой кусок рыночного пирога, вернее шляпы, у ателье отбирают сотни частных кустарей-одиночек, зачастую изготавливающие шапки в домашних условиях. Самым ликвидным и рентабельным товаром являются головные уборы из дубленки. "Я знаю женщину, которая торгует такими шапками уже 8 лет. Дело поставлено у нее профессионально: она продает до 15 штук в день. На доходы от шапочного "бизнеса" ею уже куплена 3-комнатная квартира и машина. Многие из тех, кто начинал этим заниматься лет 10 назад, сейчас развернулись: купили место на рынке, наняли швей, наладили контакты с магазинами..." - рассказала одна из торгующих на рынке женщин.<BR>Высокой рентабельности индивидуальные предприниматели добиваются за счет минимизации затрат. Для того чтобы наладить производство шапок в домашних условиях, необходим очень небольшой объем инвестиций - достаточно иметь простую швейную машину, элементарные навыки шитья и сырье, которым обычно служат прилично сохранившиеся шубы и дубленки из second-hand. "У профессионалов давно налажены связи с продавцами second-hand. Лучшие вещи попадают к ним прямо на уровне баз. Из одной дубленки можно сделать шапок 10. Самое интересное, что second-шапки доходят даже до магазинов: никто и не подозревает, что "руки" даже уже не вторые, а третьи. Популярные шапки "с ушками" и ушанки шьются максимум за полчаса. Никаких болванок для этого не требуется. Берешь старый чугунный утюг, обводишь его - вот тебе и "клинышек"... Главное - преодолеть в себе все комплексы и не пытаться переделать клиента. Люди, которые покупают вещи у метро, ориентированы на ширпотреб. Поэтому чем меньше выбор, тем лучше!" - считает частный предприниматель Елена, уже несколько лет занимающаяся изготовлением шапок. <BR><BR>Шапками закидаем!<BR>Производители головных уборов мечтают о тех временах, когда местные потребители будут менять головные уборы каждый сезон в соответствии с модой на верхнюю одежду. Однако среднестатистический петербуржец приобретает себе шляпное изделие не чаще чем раз в 2-3 года. Розы, атласные ленты и банты на шляпах, лисьи хвосты на шапках - все это, хотя и продолжают у нас носить, уже давно и безнадежно устарело. В моде - светящиеся голограммы, материалы, созданные с использованием новейших технологий, к примеру windstopper (в буквальном переводе - останавливающий ветер), и др. Детям, а именно детский ассортимент пользуется неизменно высоким спросом, предлагаются шапки со всевозможными нашивками и "медвежьей" тематикой - ушками и т.д. Оказывает влияние на шапочную моду и всепроникающий спортивный стиль. Например, прямоугольник с резиновыми завязочками на конце - на самом деле модная шапка, которую можно преобразовывать под настроение (пять разных вариантов). Но участники шапочного рынка констатируют, что российская мода на головные уборы значительно отличается от западной. Более того, производителям порой приходится подстраиваться не только под специфику России, но и под вкусы жителей разных городов. "Каждый город в России имеет тенденцию носить какой-то определенный головной убор. Например, в Череповце предпочитают носить кепки в клеточку. Да что далеко ходить - в одном магазине на Невском проспекте просят, чтобы головные уборы были бежевые, в другом хотят, чтобы они были темные", - поделился шапочными наблюдениями Владимир Ерашов.(Е.Р.)