Нелюбовь Эстонии к России

По большевистской традиции, при национализации имущества первым делом берут вокзалы. С приватизацией - все наоборот.

<BR><BR>По большевистской традиции, при национализации имущества первым делом берут вокзалы. С приватизацией - все наоборот.<BR>Эстония подходит к заключительной стадии разгосударствления экономики: на торги выставлена железная дорога, на очереди - Таллинский порт. Эта страна всегда считалась транзитным государством. Доля транспорта, коммуникаций и складского хозяйства в формировании валового внутреннего продукта неуклонно растет и, по прогнозам Министерства финансов Эстонии, должна приблизиться в 2000 году к 13,3%.<BR><BR><B>Грузите нефть бочками</B><BR>Порт Таллина, формирующий почти 10% бюджета Эстонии, - самое крупное предприятие, остающееся в руках государства. Однако это положение может измениться: в стратегическом плане развития порта записано, что 30%-ный пакет акций будет выставлен на продажу.<BR>Однако о конкретных сроках говорить еще рано. "Это лишь стратегический план, а не руководство к действию", - говорит Тунис Сегеркрантц, вице-президент порта Таллина. Порт Эстонии завязан на транзите российской нефти, ее доля в грузообороте порта составляет примерно 80%, и поэтому очень практичным шагом со стороны Эстонии было бы привлечение к намечающейся приватизации российского инвестора, например "Киришинефтеоргсинтеза", который, наряду с несколькими ярославскими компаниями, и обеспечивает основной объем транзита.<BR>Теоретически реализация ОАО "Балтийская трубопроводная система" в Приморске (см. "ДП" №31/2000) может полностью "осушить" эстонский транзит.<BR>Но руководители порта единодушно заявляют о том, что они не боятся этого.<BR>"Нефтяные каналы настолько устоялись, что никаких серьезных перемен не будет", - уверен Еэл Таммека, директор таллинского порта "Мууга". <BR>За таким заявлением явно проглядываются хорошие отношения с российскими партнерами. И они вряд ли останутся в стороне при продаже акций порта.<BR><BR><B>Железо почти поделили</B><BR>Надежда на приход российских инвесторов в порт выглядит весьма призрачной на фоне истории приватизации эстонских железных дорог (ЭЖД).<BR>Транзит нефтепродуктов по ЭЖД составляет 3/4 от всего объема перевозок, причем в 2000 году может превысить отметку в 40 млн тонн (в 1999-м - 37,1 млн тонн).<BR>Но русские компании продажу акций дороги практически пропустили.<BR>За 66%-ный пакет акций ведут борьбу четыре компании: американская фирма CSX Trasportation, англо-эстонско-американский консорциум Baltic Reil Sevice, дочерняя фирма государственной шведской железной дороги SJ International и объединение эстонских предпринимателей - АО "RERahva".<BR>Кто из них станет новым владельцем АО "Эстонская железная дорога" - выяснится в конце этого года. <BR><BR>В прошлом году во время приватизации концерна Mazeikiu Nafta правительство Литвы выбрало в качестве стратегического инвестора нефтегазового комплекса страны американская Williams International Company.<BR>Таким образом, чиновники, стоящие у власти, "не пустили Иванов к трубе", так как к Мажейкяйскому НПЗ проявляла пристальный интерес российская компания "ЛУКОЙЛ". <BR>В итоге "ЛУКОЙЛ" переориентировал свои нефтяные потоки, практически посадив завод на голодный паек, так как у Williams своих запасов нефти не было.<BR>За 1999 год убытки Mazeikiu Nafta (по GAAP) составили около $40 млн.<BR>С победой на парламентских выборах в октябре этого года политиков левого толка ситуация может измениться, так как они считают, что Williams не выполняет договорных обязательств, что вредит интересам государства. (А.Е.)