00:0028 ноября 200000:00
14просмотров
00:0028 ноября 2000
Розничная торговля вынуждена меняться, хотя это дается ей непросто.
<BR><BR>Розничная торговля вынуждена меняться, хотя это дается ей непросто. <BR>К переменам подталкивают покупатели, которым надоел однообразный ассортимент, а также низкий уровень сервиса обычного петербургского магазина. <BR>Торговцы начали понимать, что на устойчивую прибыль можно рассчитывать, в основном имея постоянных клиентов. <BR><BR><B>Как "привязать" клиента</B><BR>Если торговец не делает ставку на низкую цену товаров или уникальный ассортимент, он вынужден искать иной способ привлечения покупателей. Один из них - поощрение клиента за совершение повторной покупки. Директор по маркетингу ЗАО "Алеко" Илья Гамов утверждает: "Дисконтные карты - очень эффективный метод удержания клиента. В начале 1999 года мы вложили несколько тысяч долларов США в создание системы дисконтных карт. За 1,5 года выпустили 25 тыс. штук. По нашим подсчетам, каждая карта дает дополнительно $0,5 в ежедневном товарообороте. А в общем объеме оборота доля покупок по картам составляет около 40%".<BR>Система дисконтных карт позволяет не только "привязать" покупателя к магазину, но и дает аналитическую информацию для составления плана маркетинга.<BR>"С октября 2000 года в наших магазинах введена дисконтная карта. За месяц мы выдали более 2700 штук. К концу года планируется довести их количество до 10 тыс. Инвестиции по этому проекту превысили $20 тыс. (покупка оборудования, написание программы, обучение персонала). Уже сейчас можно сказать, что за месяц количество повторных покупок составило более 30%. Раньше получить подобную информацию без проведения специального и достаточно дорогого исследования было практически невозможно", - говорит Александр Хомяков, директор по маркетингу и рекламе Компьютер-центра АОЗТ "Кей".<BR><BR><B>Персонал - дело затратное</B><BR>Управляющие магазинами постоянно ищут способы снижения издержек.<BR>Сокращение издержек касается в первую очередь персонала, поскольку доля труда в себестоимости розничного торгового предприятия может достигать 50-60%. "Если начать искать, на чем сэкономить, то затраты на персонал - это первое, что приходит в голову, - говорят участники рынка. - Самый простой способ сократить эти расходы - расширить сферу обслуживания работников. Продавец не только продает, но и работает на кассе".<BR>Желание сделать труд персонала более производительным стало одной из причин увеличения числа магазинов самообслуживания. С 1998 года их доля увеличилась почти в 2 раза (см. диаграмму).<BR><BR><B>Систематизация хаоса</B><BR>Последние годы крупные магазины использовали метод "рыболовная сеть". Они расширяли ассортимент, старались учесть вкусы и желания всех групп потребителей.<BR>Номенклатура товаров в петербургских универмагах и универсамах достигла десятков тысяч позиций. С ростом ассортимента увеличивалось количество и поставщиков, и покупателей. Трудозатраты в пересчете на рубль оборота стали больше, но прибыль оказалась ниже планируемой: вследствие возросшего оборота проявились недостатки ручного учета и контроля товародвижения.<BR>Для среднего магазина площадью 200-250 м2 капиталовложения в замену торгового оборудования, косметический ремонт, автоматизацию деятельности в среднем составляют $70-100 тыс. (по данным ЗАО "Петербургторг").<BR>Автоматизация торговых процессов, сколько бы она ни стоила, стала для магазинов спасением от производственных потерь. Руководители крупных розничных предприятий утверждают, что прибыль магазина самообслуживания с использованием автоматизированной системы учета увеличивается на 25-30%.<BR>Переход розничной торговли на самообслуживание и внедрение современных технологий идут пока достаточно медленно. Доля петербургских магазинов, имеющих автоматизированный учет покупок, увеличилась с 1% в апреле 1998 года до 10% в августе 2000 года. <BR><BR>С января по август 2000 года реальные доходы жителей Петербурга, рассчитанные по данным Петербургкомстата, выросли на 40%. Большая их часть (50-60%) идет на продукты питания.<BR><BR>Производительность труда работников розничной торговли, рассчитанная по данным Петербургкомстата, увеличилась с $6/день в январе-августе 1999 года до $10/день за тот же период 2000 года. На это существенно повлияли два фактора: рост объема продаж и сокращение численности персонала.<BR>Средняя численность работников, занятых на крупных и средних предприятиях розничной торговли, в январе-августе 2000 года составила 42,7 тыс. человек - почти на 4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. <BR>Оборот розничной торговли за 9 месяцев 2000 года превысил уровень января-сентября 1999 года на 35% и составил 58.154 млн руб.