00:0027 ноября 200000:00
17просмотров
00:0027 ноября 2000
Бизнес не может находиться в состоянии покоя. Чтобы выжить, компании необходимо расширяться и развиваться. Впрочем, движение вперед всегда сопровождается конфликтами старого и нового.
<BR><BR>Бизнес не может находиться в состоянии покоя. Чтобы выжить, компании необходимо расширяться и развиваться. Впрочем, движение вперед всегда сопровождается конфликтами старого и нового.<BR>Трения возникают как между старыми специалистами и молодым начальником, так и между старыми руководителями и их молодыми подчиненными. Конфликтуют также "предприниматели нового типа" и менеджмент советской закалки. <BR><BR><B>Старое кресло для нового директора</B><BR>Начальника, переставшего работать эффективно, можно уволить. Но есть опасность, что его тут же "пригреют" конкуренты. Понизить в должности тоже нельзя: смертельно обидишь. Что делать? На пивоваренном заводе "Вена" специфический опыт российского менеджмента стараются учитывать и кадрами не "разбрасываться" (см. "ДП" №30/2000). <BR>С 1996 года пост генерального директора "Вены" занимал Сергей Худолеев. С 1998 года по 1999 год компания несла убытки. В 2000 году, как только ОАО "Вена" завершило очередной этап инвестиций, акционеры поменяли генерального директора. Новым руководителем стал англичанин Бэрри Маршалл.<BR>Сергей Худолеев остался в компании, заняв пост исполнительного директора ОАО. По мнению Бэрри Маршалла, когда на ключевых постах в фирме находятся только западные менеджеры, успеха не добиться. Привлекать иностранцев можно, но за несколько поездок они все равно не поймут особенностей российской экономики. "Мой опыт говорит о том, что политика усиления западного менеджмента не всегда работает в России, - считает Бэрри Маршалл. - Приходится адаптировать наши принципы к российскому менеджменту". <BR><BR><B>Быть ближе к людям</B><BR>Руководству гостиничного комплекса "Астория" пришлось задуматься о смене топ-менеджеров в 1997 году, когда за управление гостиницей взялась компания Sir Rocco Forte & Family (Russia) Limited. Иностранные начальники должны были занять места прежних рукводителей. Часть бывших менеджеров покинула гостиницу, но большинство осталось. Кого-то перевели в другие отделы, кого-то даже повысили. Сохранил свой пост и генеральный директор ОАО "Гостиничный комплекс "Астория" Александр Красненков.<BR>Он уверен, что смена руководства топ-менеджеров произошла безболезненно, потому что правление разъяснило персоналу свою политику. "Мы с самого начала объясняли, что иностранцы есть иностранцы, они работают по контрактам, а когда уедут, наши люди должны занять их места. Правда, поверили нам только тогда, когда места иностранцев стали действительно занимать российские менеджеры", - говорит Александр Красненков.<BR>К переменам в "Астории" готовили весь персонал, а не только начальников. За много лет совместной работы сотрудники фирмы могут сплотиться настолько, что в состоянии "съесть" любого менеджера, хоть русского, хоть иностранного, только бы их не трогали. "Понятно, что перемен не любит никто, - говорит генеральный директор "Астории", - поэтому мы года за два начали проводить беседы с персоналом, рассказывать об управляющей компании, устраивать тренинги. Даже организовывали занятия с выездом за город. Поэтому, когда пришло время реорганизации, люди были подготовлены". <BR><BR>"Все ушли на забастовку"<BR>Иногда персонал сам требует перемен. Тут уж начальство может запросто лишиться своего места, если не прислушается к "гласу народа". Именно в такой ситуации оказался 7 лет назад крупнейший в Петербурге таксопарк №3, находившийся на дотации государства. <BR>С 1990 года в парк перестали поступать новые машины. К 1993 году от 1200 автомобилей осталось всего 200 машин на ходу. "Каждый водитель знал, что если его машина станет, придется уйти, так как ремонтировать было не на что", - вспоминает генеральный директор АООТ "Третий парк" Олег Горохов. И водители забастовали. Требования к руководству предъявлялись обычные - снизить план и повысить зарплату, но было понятно, что такими методами проблему не решить. Тогда и задумали перепрофилировать предприятие на оказание услуг маршрутных такси.<BR>"Конечно, старые работники хотели, чтобы профиль предприятия сохранился, но одновременно понимали, что такси уже стали нерентабельными, - рассказывает Олег Горохов. - И, хотя для маршруток пришлось набрать новых работников (в парке почти не было водителей с категорией "D"), предприятию удалось обойтись без массовых увольнений".