Особенностью национального менеджмента становится самодурство

Национально-культурные различия нередко мешают взаимопониманию как между компаниями-партнерами, так и между руководителем и коллективом.

<BR><BR>Национально-культурные различия нередко мешают взаимопониманию как между компаниями-партнерами, так и между руководителем и коллективом.<BR>Один из директоров американской компании по производству программного обеспечения как-то посетовал на разницу в эстетических понятиях у русских и американцев. Программисты из Новосибирска на просьбу директора нарисовать "веселого парня" для игровой программы изобразили подвыпившего мужчину с красными глазами. В результате для реализации на американском рынке продукт пришлось полностью переделывать.<BR><BR><B>Разные команды</B><BR>Сегодня менеджмент находится в сложном положении. С одной стороны, глобализация экономики, конкуренция компаний не на национальном, а на международном уровне требуют унификации управления. "Когда менеджмент не любительский, а профессиональный, люди легко находят общий язык. Есть теория управления, - она едина, как любая другая наука. Поэтому нет западного, восточного менеджмента, присутствует просто некий национальный оттенок, - считает начальник Управления государственного протокола администрации Петербурга Иван Арцишевский. - Мы работали и с китайцами, и с японцами и неоднократно убеждались в том, что при совместной деятельности профессионализм становится выше национальных особенностей".<BR>С другой стороны, общая "форма" управленческих принципов имеет разное, в зависимости от культуры страны, "содержание". Например, понимание командного принципа работы у русских менеджеров совершенно иное, чем у американских. Американцы объединяются по принципу личной выгоды, для русских же важную роль играет взаимная симпатия. "Для американцев работа в команде мотивирована тем, что в этом случае их личные достижения будут выше, чем при работе в одиночку. Русские всегда объединялись для противостояния внешней власти; они ищут в команде поддержки и взаимопонимания", - говорит декан факультета менеджмента СПбГУ Валерий Катькало. "Часто при отборе сотрудников я задавала вопрос: "Какие условия труда для Вас неприемлемы?" Многие отвечали, что тяжелая обстановка в коллективе, - рассказывает директор по общим вопросам экономики и управления ЗАО "Гамма Капитал" Ольга Лакрисенко. - Однако в то же время русский коллективизм тоже гнетет многих. Человеку важнее коллективного результата учет его самоценности: ему нужно, чтобы с ним считались. Руководители, которые этого не понимают и придерживаются "ленинских принципов", теряют кадры".<BR><BR>"Родимые пятна"<BR>"Большинство русских не любит западный менеджмент: он слишком жесткий и требует работы "не на глаз, а по линейке", - считает президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа" Виталий Антощенко. Но существует мнение, что разные регионы России тяготеют к разному типу менеджмента. Например, для Москвы более приемлем американский, для Петербурга - европейский (скандинавский).<BR>"Американский, скандинавский, японский менеджмент имеют свои "родимые пятна", - говорит Валерий Катькало. - Особенность скандинавского менеджмента - поиск консенсуса между всеми действующими лицами бизнеса, идея социальной гармонии - между обществом и компанией, работником и работодателем и т.д.". <BR>"Какого-то особого "российского менеджмента" не существует. Разве что в нем, пожалуй, больше самодурства ("я начальник - ты дурак"). Такой принцип распространен даже в некоторых успешных коммерческих структурах", - заметил Виталий Антощенко.<BR><BR><B>Аврал</B><BR>Умение работать "на глаз" незаменимо в условиях альтернативных инструкций, в которых российский служащий ориентируется прекрасно. Человек с западным менталитетом в таких ситуациях просто испытывает шок.<BR>"Россияне предпочитают авральный тип работы, который оптимален в экстремальных ситуациях. В равномерном же темпе работа идет гораздо хуже. Возможно, это связано с историческими особенностями: постоянные войны требовали мгновенной мобилизации, а потом наступало расслабление, - предполагает Ольга Лакрисенко. - Еще одно отличие - в России часто встречаются руководители, соединяющие в себе взаимоисключающие психологические типы, например "исследователь" и "предприниматель". На Западе таких просто нет или они не востребованы, так как деятельность жестко структурирована. А в России руководителю часто приходиться быть "единым в двух лицах". <BR>"Самая главная проблема российского менеджмента - проблема доверия. В ее основе - вопросы частной собственности. У собственников это порождает боязнь передачи прав и ответственности, которые должны сопровождать деятельность наемного менеджера. А у последнего провоцирует тягу к злоупотреблению своим положением, к следованию не стратегическим, а краткосрочным целям, - говорит Валерий Катькало. - Проблема доверия во многом определяет особенности национального менеджмента".<BR><BR><B>Процент уникальности</B><BR>В конце 80-х годов была сформулирована концепция бенчмаркинга - поиска "образцовой компании" в своем сегменте рынка с точки зрения эффективности управления. Эта концепция вместо сравнения национальных моделей управления предлагает ориентироваться на менеджерский опыт лучшей в своей отрасли компании, независимо от ее национальной принадлежности.<BR>Новая идея, противопоставляемая в последние годы европейским бизнесом американскому "индивидуализму" и японскому "коллективизму", заключается в поликультурности, толерантности к национальным отличиям. Она базируется на совпадении ценностей компании и сотрудника. Фактически речь идет о сужении культурных границ до рамок отдельной фирмы. <BR>При конкуренции компаний не на внутреннем, а на международном рынке вопросы национальных особенностей управления отходят на задний план. Чем выше конкуренция, тем больше фактор внешней оценки компаний, оценки не национальной модели, а способности быть эффективным.<BR>"В общей концепции управления мы можем иметь 10% национальной уникальности - она необходима, чтобы "подстроиться" под специфику национального потребителя, персонала, исторического опыта страны. Но без профессионального владения остальными 90% - стандартами ведения бизнеса, основанными на мировом опыте лучших компаний, - бессмысленно уповать, что упор на национальную специфику обеспечит успех", - заключает Валерий Катькало.