Театральный бизнес гадает по "звездам"

Прибыль от спектакля может в несколько раз превышать все затраты на его проведение. Главное - знать, что покупать.

<BR><BR>Прибыль от спектакля может в несколько раз превышать все затраты на его проведение. Главное - знать, что покупать.<BR>Исследование показало, что современный театральный промоутер, то есть человек, зарабатывающий деньги на прокате спектаклей, обладает совершенно определенным набором качеств. Он обязательно жалуется на жизнь, низкие сборы и утратившего интерес к высокому искусству зрителя. В то же время почти никто из промоутеров не оставляет свой бизнес, а продолжает упорно доставлять в Петербург звезду за звездой. Рассказывать же об арифметике своего бизнеса театральные предприниматели соглашаются только при условии соблюдения инкогнито. "Для нашего бизнеса нужны не только опыт, авторитет и, желательно, очень хорошие деньги. Но также стальные нервы и умение рисковать", - признался один из профессионалов.<BR><BR><B>Расходная книга</B><BR>Универсальный рецепт финансового успеха гастролей - минимум расходов на декорации, обслуживающий персонал и зарплату актеров второго плана, но при этом на афише крупными буквами должно быть написано - Абдулов, Караченцов или Джигарханян.<BR>Практика показывает, что звезду публика "проглатывает" в любом случае - даже если спектакль не относится к категории "посмотреть обязательно". Поэтому чаще всего в город привозятся антрепризы. "В прошлом году мы были устроителями 20-дневных гастролей "Табакерки". И в итоге работали "в минус". Затраты оставались на одном уровне, а зрителей с каждым днем убавлялось. В антрепризе же - всего несколько актеров и почти отсутствуют декорации", - поведали в ДК им. Горького.<BR>Петербургские промоутеры, как правило, "покупают" спектакли, стоимость которых не превышает $10 тыс. Большую часть суммы составляют гонорары звезд. Но иногда промоутерам удается минимизировать и эту статью расходов. "Актрисы, сыгравшие в "Голубках" (в спектакле заняты исключительно народные артистки СССР и России. - "ДП"), за премьерные спектакли вообще ничего не получили. Они были рады играть, им был интересен сам материал. Ведь у Светланы Крючковой, например, в БДТ всего один спектакль, а Ада Роговцева на Украине вообще не выходит на сцену", - поведала глава "Театрального дома" Наталья Колесник. Организаторы предпочитают устраивать выступления на площадках домов культуры. Мест здесь в 3-4 раза больше, чем в среднем петербургском театре. А арендная плата значительно ниже. <BR><BR><B>Риски</B><BR>Но как показывает практика, даже педантично-скрупулезное соблюдение всех золотых правил промоутера не всегда приводит к успеху. Факторы, влияющие на приток зрителей, могут быть самыми разными: от погоды до политических событий в стране. Организаторы гастролей Валентина Юдашкина до сих пор с содроганием вспоминают третье заключительное дефиле в БКЗ "Октябрьский". Тогда зрительный зал заполнился лишь на 30%, а "минус" организаторов составил $12 тыс. Иногда под угрозой оказывается сама возможность представления. Так, пару раз чуть не сорвались выступления Майи Плисецкой. В первом случае причиной была гематома у балерины, во втором - задержавшийся в пути чемодан.<BR><BR><B>С миру по нитке</B><BR>Помимо проката гастрольных спектаклей в городе работают несколько компаний, к примеру "Театральный дом" и театр "Бенефис", которые специализируются на создании собственных спектаклей-антреприз. По рассказам театральных менеджеров, средства на постановку, как правило, собираются по принципу "с миру по нитке". Так, спонсорами "Антонио фон Эльбы" (затраты на него составили $76 тыс.) стали друзья директора "Бенефиса" Владимира Конторова. Говорят, что часть денег вложил худрук "Бенефиса" Михаил Боярский. "Кроме Петербурга и Москвы мы прокатывали спектакль в Киеве, Прибалтике, в нескольких городах Израиля, но пока проект не окупился. По нашим расчетам, это произойдет через год", - рассказал Владимир Конторов.<BR><BR><B> "Ложная" политика</B><BR>В дореволюционной России одним из источников дохода для театров являлась долгосрочная аренда лож. Современные театры подобную практику почти не используют. В одних залах места в ложах остаются в распоряжении директора. Другие предпочитают ежедневно продавать на престижные места билеты. В итоге данную услугу предоставляют лишь несколько театров, в том числе БДТ и Театр им. Комиссаржевской. Стоимость 4-5-местной ложи достигает $3 тыс. В Ледовом дворце 8-местная ложа стоит $12 тыс., 10-местная - $14 тыс., а 22-местная ложа с сауной - $25 тыс. <BR>"Честно говоря, желающим купить ложу мы часто отказываем. Но был случай, когда мы продали ложу на год крупной организации. Они заплатили гораздо больше, чем мы могли бы получить от продажи мест за весь сезон", - сообщили корреспонденту "ДП" в Театре им. Комиссаржевской. <BR>"Пока у нас в театре всего одна ложа, и продавать ее на весь сезон нам невыгодно. Оказывать такую услугу мы сможем через год - к этому времени у нас будет оборудовано больше 10 лож", - сказала заместитель директора Театра музыкальной комедии Элла Летникова.(В.К.)