00:0028 августа 200000:00
31просмотров
00:0028 августа 2000
Небольшой, но неуклонный рост зарплат приводит к повышению требований низкооплачиваемого персонала к плате за свой труд.
<BR><BR>Небольшой, но неуклонный рост зарплат приводит к повышению требований низкооплачиваемого персонала к плате за свой труд.<BR>Дефицит рабочих кадров, о котором так упорно говорили менеджеры промышленных предприятий, получил в российской столице конкретное цифровое выражение: министр РФ, руководитель департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев заявил, что дефицит на промышленных предприятиях Москвы сегодня составляет 62 тысячи человек.<BR>Промышленники Северной столицы полагают, что данные эти сопоставимы с петербургскими. <BR>Елена Захарова, генеральный директор ЗАО "Петербург-Экспресс", говорит, что зарплата курьеров в компании изначально строилась как сдельная: "Это верный принцип для такого труда - не стабильный оклад, что было бы, конечно, выгоднее для курьера, а сдельная оплата труда. Зарабатывают, в зависимости от района, люди ориентировочно от 400 до 1200 рублей. Поднять тарифы - значит поднять стоимость наших услуг. В любой тариф по доставке уже заложена заработная плата персонала. При неполном рабочем дне на 800 рублях люди (сегодня пока) держатся".<BR>По словам Елены Захаровой, тарифы на доставку будут расти. Любопытно, что переговоры с руководителями нескольких курьерских компаний выявили общую проблему: в отдельных районах города курьеры вдруг практически одновременно увольняются. Видимо, заработали стоявшие предприятия, и люди вернулись на свои старые рабочие места.<BR><BR>Главное - деньги?<BR>"Мы не отмечаем существенного повышения уровня зарплат в городе, - говорит Анатолий Лыткин, менеджер по развитию бизнеса агентства по подбору персонала Russian Connection, - как и серьезных изменений в компенсационных пакетах. Скорее всего, повышаются прежде всего зарплаты, которые были очень низки".<BR>Елена Клестова, консультант по подбору персонала того же агентства, согласна: "На предприятиях с международным капиталом все в порядке. Но если есть компании, где грузчикам платят до 7 тысяч, а диспетчеры могут получать в районе $150-200, то там и отбор сумасшедший - вплоть до требований знания иностранного языка от грузчика".<BR>Если в городе - дефицит кадров, почему работодатель не поднимает заработные платы? Дмитрий Поповский, генеральный директор АООТ "Абразивный завод "Ильич", считает, что повышать зарплату нужно: "Менять систему премиальных, повышать расценки на работу. Нужно как-то подстраиваться под рынок - пересматривать внутренние резервы, стимулировать экономию ресурсов. Это один из мощных инструментов повышения заработной платы".<BR>"На ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" сейчас идет прием людей, - говорит Валерий Погребенков, пресс-секретарь ООО "Новые программы и концепции", - на Московском радиотехническом заводе тоже, скорее всего, будут принимать новых. Думаю, это не совсем правильная политика, нанимать людей на большие деньги под один, даже большой заказ. Люди потом пожинают плоды этой политики. Заказ заканчивается, а у людей - проблемы. Если снова пойдут госзаказы, как сейчас ожидается, то, наверное, можно будет и повышать зарплату. Ведь для подавляющего большинства зарплата - решающий фактор. Но и то, что раньше социалкой называлось, - важно".<BR>"Есть, например, у какого-то предприятия заказ, и они ищут токаря на 8 тысяч, - рассуждает Дмитрий Поповский, - и вот человеку уже начинает казаться, что везде 8 тысяч. А это не так". Николай Смирнов, начальник центра подготовки кадров ОАО "Кировский завод", считает, что идет естественный процесс: "Люди пойдут туда, где выше зарплаты. Таким образом будет стимулироваться рост зарплат, а дефицит рабочих кадров будет расти. Престиж рабочих специальностей за последние годы серьезно подорван. Заработную плату работодатели начали повышать недавно. Вот когда произойдет реальный рост, тогда кончится и дефицит кадров. У нас средняя зарплата за июль составила 5,7 тыс. рублей, в том числе средняя зарплата станочников в дочерних АО - от 3 до 8 тыс., уровень зарплат высококвалифицированных станочников достигает 10-12 тыс. рублей. А требуются сегодня работники на 43 рабочие специальности".<BR>"Я считаю, что проблема в нерасторопности кадровиков, - говорит Алексей Грибанов, заместитель генерального директора по качеству, начальник экспериментального производства ОАО "Холдинговая компания "Ленинец". - На многих старых предприятиях, насколько я могу судить, работают в основной своей массе не специалисты по работе с персоналом, а кадровики, которые в лучшем случае знакомы с районными отделениями службы труда".<BR><BR><B>Работодатель должен</B><BR>Юрий Галибов, управляющий по корпоративным и внешним связям ЗАО "Филип Моррис Ижора": "У нас конкурсы на вакансии очень высокие, значит, в качестве работодателя компания себя в регионе зарекомендовала высоко, что связано не только с уровнем оплаты. Создание надлежащих условий труда - одна из основных обязанностей работодателя.<BR>Всем работникам предоставляется возможность отдыха по соцстраховским путевкам за 10%. Добровольное медицинское страхование у нас предусматривает даже лазерную коррекцию зрения, стоматологическую помощь, медицинское сопровождение беременности и родов. Предусмотрены серьезные скидки при страховании ближайших членов семьи работников. Для сотрудников на работе - бесплатное питание с выбором из нескольких блюд. Действует подвозка на работу и с работы".<BR>"Диспетчерами у нас работают в основном студенты, - говорит Марина Усачева, менеджер по персоналу ЗАО "Поликом Про". - Чаще всего это второкурсники. Курьер - тоже неплохая работа для студента: свободный график работы, а у нас еще и свободный доступ к Интернету". Диспетчеры в российских компаниях получают в основном от 800 до 1,6 тыс. рублей. <BR>Игорь Иванов, директор коммерческого департамента компании ООО "Конфидент": "У нас курьеры зарабатывают $150-250 плюс амортизация автомобиля в районе $100 и компенсация расходов на бензин. Нормированный рабочий день, с 9 до 18. Проблем с ними нет. Есть и такие люди, которые ни при каких условиях и оплате не будет работать качественно. А если нет возможности платить нормальные деньги, я бы делал ставку на частую ротацию. Если это достаточно простая работа. Тратить деньги на поиск дешевле, чем удерживать людей".