00:0028 июля 200000:00
17просмотров
00:0028 июля 2000
Ровно 100 лет назад, 28 июля 1900 года, в США было запатентовано одно из величайших изобретений XX столетия - гамбургер.
<BR><BR>Ровно 100 лет назад, 28 июля 1900 года, в США было запатентовано одно из величайших изобретений XX столетия - гамбургер. <BR>С тех пор он обрел истинную власть над желудками граждан мира. Сегодня гамбургер - не просто булка с котлетой. Это философия, это стиль жизни, это миллиардные обороты "Макдоналдса" и его конкурентов.<BR><BR><B>Закон бутерброда</B><BR>Гамбургер - он и в Африке гамбургер. В Канаде и США, в Румынии и Швеции, в Гонконге и Парагвае, в Москве и Новосибирске он имеет похожий вид и вкус. Каждая американская семья (не говоря уж о заведениях) имеет собственный, "неповторимый" рецепт. Существуют, впрочем, некие принципы - "законы" гамбургера. Главное - это мясо: котлета (точнее, шницель рубленый) может быть приготовлена из говядины, свинины или того и другого вместе. Котлеты должны быть большими и плоскими, обязательно со специями на вкус изготовителя. Нельзя жарить котлеты для гамбургера на сковородке, в крайнем случае - в духовке на решетке, но лучше всего - в гриле. Иногда производители для увеличения объема мясного фарша добавляют в него соевый протеин, злаки и другие ингредиенты. <BR>Что касается булочек, то можно использовать обычные, из пресного теста, лишь бы они были свежими и мягкими. Горчица, сладкий репчатый лук, салат листовой, свежий помидор, соленый огурец, майонез - в произвольном количестве и порядке. Главное - чтобы в рот влезло. <BR><BR><B>Завтрак Луи</B><BR>О самом изобретателе гамбургера Луи Лэссинге доподлинно известно лишь то, что он жил в Нью-Хейвене (штат Коннектикут) и владел забегаловкой "Завтрак Луи" (Louie's Lunch). Скорее всего, он не был первым человеком, положившим котлету между половинками булки. Зато он додумался запатентовать это произведение кулинарного искусства как изобретение, тем самым возведя его в ранг достижений цивилизации.<BR>Широкая общественность увидела новинку в ноябре 1900 года. 50 млн посетителей Всемирной ярмарки в Париже были сражены наповал сенсационной продовольственной новинкой с диковинным названием hamburger. После этого начался стремительный захват территории: забегаловки, ларьки и рестораны с гамбургерами начали расти по всему миру как грибы. И хотя империя McDonald's возникла только через полвека, уже с начала столетия гамбургеру суждено было удовлетворять пищеварительную потребность американцев и европейцев. <BR><BR><B>Дружная компания </B><BR>Гамбургер можно купить и в затрапезных забегаловках, и в ларьках у метро, и в фирменных кафе и ресторанах Burger King, Roger Roy, Wendy's. Но символом гамбургеровой Америки стала дугообразная буква М. Размах империи McDonald's действительно впечатляет: сеть заведений быстрого обслуживания насчитывает 27 тысяч кафе в 119 странах мира. Ежедневно McDonald's посещает более 39 млн человек. Со дня основания компании в 1955 году McDonald's продал более 100 млрд гамбургеров. <BR>По данным CNN, чистая прибыль McDonald's Corp. в I квартале 2000 года составила $450,9 млн. Это на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом продажи составили $9,5 млрд и продолжают расти. "В июне наши показатели выросли", 1- заявил Алан Фельдман, президент McDonald's USA. <BR>Компания считает, что эта тенденция продолжится, чему будет способствовать обновление сети кафе, на которое было затрачено $400 млн, а также новая рекламная кампания. <BR><BR><BR><B>Падение общепита</B><BR>Под напором гиганта быстрого питания, реализующего планы "макдоналдизации мира", сдал свои позиции и советский общепит. 31 января 1990 года McDonald's открыл первый ресторан в России на Пушкинской площади в Москве. За 10 лет в нем продано более 52 млн биг-маков.<BR>Корпорация создала в России пищеперерабатывающий и распределительный центр McDonald's, в который было инвестировано примерно $45 млн. Каждый день этот центр производит 220 тыс. булочек для гамбургеров. Сегодня в России 52 ресторана "Макдоналдс" в дюжине городов. Планируется в 2000 году открыть еще семь - об этом заявил журналистам президент McDonald's в России Хамзат Хасбулатов. В Петербурге сейчас работает семь ресторанов компании. Один из них ("МАКАВТО" на ул. Савушкина) был первым в России рестораном, где можно пообедать, не выходя из автомобиля. Но, судя по тому, что седьмой по счету "Макдоналдс" открылся уже более 2 лет назад и новых пока не планируется, жителям нашего города гамбургер не слишком по вкусу. Булка с котлетой - она и есть булка с котлетой.<BR><BR><B>Банальность приедается</B><BR>Вообще, гамбургеры предлагает не только сеть "Макдоналдс", и тем труднее производителям переманивать клиентов. Фанаты fast food все же не настолько безумны, чтобы выкладывать кругленькую сумму за банальную булку с котлетой. Стандартный набор (гамбургер, картошка, пирожок и кола) стоит, по их мнению, $5-7 и ни центом больше. Поэтому специализированные рестораны, предлагающие то же самое, но за большие деньги, какими бы знаменитыми они ни были (например, "Планета Голливуд" в Праге), закрываются. <BR>Крупные производители придумывают новые способы привлечения потребителей. Так, в погоне за клиентом в одном из ресторанов сети Burger King в Манхэттене установлено 20 компьютеров. И любой желающий без дополнительной оплаты может побродить по Интернету, не расставаясь с гамбургером. <BR>Говорят, все когда-то приедается, и гамбургерам будет трудно конкурировать с пиццей, китайской лапшой и прочими "деликатесами". Поживем - увидим. А пока можно утверждать точно: "их" гамбургер от зависти к "нашему" пирожку не помрет. (В.З.)