Конкуренция на рынке сотовой связи принимает федеральные масштабы

Ожидаемое объединение операторов сотовой связи стандарта GSM под единой торговой маркой предвещает начало нового этапа конкурентной борьбы на телекоммуникационном рынке России.

<BR><BR>Ожидаемое объединение операторов сотовой связи стандарта GSM под единой торговой маркой предвещает начало нового этапа конкурентной борьбы на телекоммуникационном рынке России. <BR>Можно предположить, что большинство региональных операторов вскоре распределится по общероссийским ассоциациям. Эти ассоциации и будут решать основные вопросы стратегии развития компаний, работающих на рынке сотовой связи. Таким образом, конкуренция между операторами сотовой связи примет федеральные масштабы.<BR><BR><B>Функции</B><BR>Наиболее известное и крупное объединение российских компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, - Ассоциация операторов федеральной сотовой сети NMT-450 (торговая марка "СОТЕЛ"). Операторы, входящие в эту ассоциацию, обслуживают клиентов в 500 городах России. Сеть динамично развивается, так как год назад она покрывала на 150 городов меньше. <BR>Объединение операторов выполняет несколько функций. Оно занимается продвижением торговой марки "СОТЕЛ", которой владеют все компании, входящие в ассоциацию, и определяет стратегию технологического перевооружения операторов. <BR>Также ассоциация способствует взаимодействию региональных операторов между собой. Например, все члены подписали общее соглашение об автоматическом роуминге. Правда, в дополнение к этому соглашению операторы могут заключать двухсторонние договоры, если оно их по каким-либо причинам не устраивает. На практике так и происходит. <BR>Кроме того, ассоциация может более успешно, чем отдельные операторы, согласовывать различные вопросы с правительственными органами. <BR>Если все директора приняли единое решение, то оно обязательно для исполнения всеми членами ассоциации. <BR>В то же время все члены объединения операторов являются самостоятельными юридическими лицами. Их учредители могут не согласиться со стратегией развития, предложенной ассоциацией. Но пока о серьезных противоречиях между учредителями региональных компаний и ассоциацией ничего не известно. <BR><BR><B>Кому нужнее</B><BR>В дополнение к продвижению торгового знака "СОТЕЛ" операторы проводят в регионах собственные рекламные кампании. Рекламирование себя может быть даже более значимо для региональных операторов, чем реклама общей торговой марки. Так, например, в Петербурге хорошо известна компания "Дельта Телеком", но мало кто из горожан знает, что она владеет торговым знаком "СОТЕЛ". <BR>"Если на начальном этапе развития бизнеса сотовой связи российские операторы вполне могли существовать автономно, то в дальнейшем, с ростом числа сотовых компаний, возникла необходимость выработки согласованных решений по различным вопросам (например, взаимодействия сетей, организации роуминга), а также в обмене опытом. Вхождение компании в ассоциацию позволяет нашим клиентам свободно перемещаться по стране с телефоном стандарта NMT-450, не задумываясь о том, будет ли его аппарат работать в каком-либо небольшом городе", - рассказала Власта Арно, руководитель отдела маркетинга компании "Дельта Телеком".<BR>Для петербургских и московских операторов вхождение в ассоциацию особенно необходимо. Именно у них серьезно стоит вопрос о расширении сети на основе цифровых технологий. В регионах с этим проблем меньше. В рамках ассоциации эту проблему решить значительно легче. <BR>Согласно решению Министерства связи России, предполагается переход членов ассоциации со стандарта NMT-450 на цифровые технологии GSM, которые обеспечивают лучшее качество связи. <BR>Стандарт DAMPS, занимающий третье место по количеству пользователей после GSM и NMT-450, также постепенно вытесняется более совершенными технологиями. Таким образом, стандарт GSM вскоре охватит почти всех пользователей сотовой связи. <BR><BR><B>Битва гигантов</B><BR>Кроме сети "СОТЕЛ" существуют по крайней мере две ассоциации. Одна из них объединяет операторов стандарта DAMPS, а другая - GSM-900. Известно, что идет работа над созданием новых федеральных сетей сотовой связи. В том числе, ожидается объединение под единую торговую марку "дочек" петербургского холдинга "Телекоминвест", предоставляющих услуги сотовой связи стандарта GSM. О предполагаемом появлении новой торговой марки "ДП" писал в №87/2000. <BR>Сеть "СОТЕЛ" пока имеет больший охват, чем все компании "Телекоминвеста", работающие в стандарте GSM. Эта марка популярна в регионах. Однако пока не произошла миграция операторов сети "СОТЕЛ" из стандарта NMT-450 в стандарт GSM, новая торговая марка имеет серьезные преимущества. Она будет подразумевать технологию, обеспечивающую более высокое качество связи. <BR><BR>Стандарт GSM - самый массовый стандарт в мире. В конце прошлого года он охватывал более 250 млн пользователей в 133 странах - 54,4% от общего числа пользователей сотовых телефонов. В России доля пользователей стандарта GSM еще в начале 2000 года была ниже среднемирового показателя - 52%. Но уже к маю 2000 года 59 из 100 российских владельцев сотовых телефонов использовали этот стандарт. <BR>По данным на сентябрь 1999 года, в России насчитывалось около полумиллиона абонентов сетей стандарта GSM, проживающих в 223 городах России. Сейчас эти показатели значительно изменились. Так, по расчетам "ДП", количество абонентов GSM в мае текущего года перевалило миллионную отметку. По данным электронного журнала "Сотовик", на 1 мая 2000 года в России насчитывалось около 1,8 млн пользователей услуг операторов сотовой связи.