00:0002 июня 200000:00
53просмотров
00:0002 июня 2000
Завершив строительство морского тральщика проекта 266 МЭ "Валентин Пикуль", ГП "Средне-Невский судостроительный завод" увенчает эпоху строительства противоминных кораблей третьего поколения.
<BR><BR>Завершив строительство морского тральщика проекта 266 МЭ "Валентин Пикуль", ГП "Средне-Невский судостроительный завод" увенчает эпоху строительства противоминных кораблей третьего поколения.<BR>Корабль, спущенный на воду позавчера, 31 мая, станет последним тральщиком данной серии. "Валентин Пикуль" будет служить в составе Кольской флотилии ВМФ России. Сдача его заказчику намечена на конец 2000 года.<BR>Особенность "старых" тральщиков в том, что они уничтожают подводные мины позади себя. Два таких корабля служат на Тихоокеанском флоте, 12 - на военных флотах зарубежных государств.<BR>Отныне Россия намерена начать строить траловые корабли нового поколения, обеспечивающие поиск и нейтрализацию мин впереди себя. Присутствовавший на церемонии спуска корабля на воду начальник - генеральный конструктор ГУП "ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко сообщил, что конструкторы уже работают над проектами тральщиков нового поколения. А единственным в России судозаводом - строителем тралового флота пока остается Средне-Невский завод.<BR><BR><B>Первый встречный</B><BR>Средне-Невский судостроительный завод является первым среди всех петербургских судозаводов. Его причалы располагаются в устье Невы и встречаются первыми, если плыть по течению из Ладожского озера к Финскому заливу.<BR>По всем остальным показателям, начиная от загрузки мощностей (35%) и заканчивая зарплатой работников (средняя в 1999 году - 900 рублей в месяц), завод стоит на последнем месте. "Мы - самая плохая верфь из всех, которые есть в Петербурге", - в отчаянии сказал корреспонденту "ДП" один из сотрудников Средне-Невского судостроительного завода.<BR>Внешне территория завода больше похожа на парк, чем на судоверфь. Особенно если учесть его пригородное местоположение - поселок Понтонный. <BR>Тяжелое экономическое положение завода объясняется и объективными, и субъективными факторами. Так, по словам главного инженера завода Юрия Егорова, 98% объема работ предприятия составляет государственный оборонный заказ. А на это у государства традиционно не хватает денег.<BR>Тральщик "Валентин Пикуль", как рассказал корреспонденту "ДП" главный конструктор тральщиков ЦМКБ "Алмаз" Шмидт Мустафин, был заложен в 1993 году. В том же году работы по нему были приостановлены в связи с отсутствием финансирования. Средняя стоимость такого корабля, по оценке Шмидта Мустафина, вместе с вооружением составляет около $40 млн. Средства на достройку "Валентина Пикуля" собирало в том числе и общественное движение поддержки флота. Однако это не помешало прибывшему на церемонию спуска тральщика заместителю начальника Главного управления кораблестроения Минобороны РФ Якову Бережнову выразить надежду, "что это не последний противоминный корабль, построенный для ВМФ".<BR><BR><B>Надежда флота</B><BR>"Я надеюсь, что он не задержится в Балтийском регионе, как "Гуманенко", - сказал о корабле "Валентин Пикуль" командующий Северным флотом Вячеслав Попов. Несколько лет назад тральщик "Александр Гуманенко" был построен на Средне-Невском заводе для Северного флота, однако, оказавшись без финансирования, до сих пор остается на Балтике.<BR>Тем не менее в 2000 году завод заложил морской тральщик нового поколения (проект 02668), сдача которого намечена на 2003 год.<BR>В декабре 1999 года Средне-Невский завод сдал Военно-морскому флоту РФ малый ракетный катер "Молния". По данным "ДП", на вооружении ВМФ находится около 30 катеров этого проекта. Однако последний построенный на Средне-Невском заводе катер "Молния" - новой модификации: он впервые вооружен противокорабельным комплексом со сверхзвуковой ракетой "Москит". ("Москитами" вооружаются поставляемые в 1999-2000 годах в Китай два эскадренных миноносца, второй из которых достраивает судозавод "Северная верфь".) В свою очередь, Средне-Невский завод, как говорит Юрий Егоров, намерен участвовать в тендерах Минобороны на постройку ракетных и сторожевых кораблей.<BR>Кроме того, завод строит парусную яхту и пассажирский катамаран для Туапсинского морского торгового порта, выполняет заказы по перекачке топлива и переработке стоков проходящих судов, а также делает вышки для аэропортов.<BR><BR><B>Сказка про реструктуризацию</B><BR>Несмотря на громкие заявления о возрождении судостроения вообще и тралового флота в частности, для развития Средне-Невского судостроительного завода не делается практически ничего. <BR>Отсутствие на заводе маркетинговой политики заметно даже для его заказчиков. Именно на это обратил внимание, отвечая на вопрос "ДП", Борис Носов, заместитель директора ООО "Русская морская техническая компания", которое является заказчиком завода на строительству пассажирского катамарана (см. "ДП" №16/2000). Начальник управления по маркетингу и внешним экономическим связям ГП "Средне-Невский судостроительный завод" Евгений Васильев говорит, что не в силах переломить косность мышления руководства завода. Вопрос "укрепления руководства" Средне-Невского завода (то есть его обновления) "ввиду неудовлетворительных результатов финансово-хозяйственной деятельности и отсутствия проработанной программы дальнейшей работы" рассматривали и Межведомственная комиссия по проверке эффективности работы госпредприятий Петербурга, и Российское агентство по судостроению (см. "ДП" №59/2000). Но руководство осталось на прежнем месте. <BR>А чиновники приняли решение представить план реструктуризации, который поручили готовить ЦНИИ технологии судостроения. "У нас уже было два плана реструктуризации, - вспоминает главный инженер Средне-Невского завода. - ЦНИИ ТС делает третий".