План ГОЭЛРО востребовал российское know-how

Электрификация России стала неизбежной задолго до ленинского плана ГОЭЛРО: в Петербург электричество пришло еще в XIX веке.

<BR><BR>Электрификация России стала неизбежной задолго до ленинского плана ГОЭЛРО: в Петербург электричество пришло еще в XIX веке.<BR>Начало всей электрификации России положило в 1886 г. германское "Общество электрического освещения". Самая передовая на тот период германская электротехническая промышленность активно осваивала рынок России. "Общество" основала группа коммерческих предприятий и банков, основу которого составил немецкий капитал. <BR>Первыми проектами электрификации стало устройство электрического освещения Петербурга (к началу ХХ века освещались все главные улицы столицы), пуск в городе трамвая (1907 г.), а также устройство трамвая в Москве и ее пригородах (1899 г.). <BR><BR><B>Взялись за дороги</B><BR>Важное место в планах как русских банков, так и германских электроконцернов в этот период занимали проекты электрификации российских железных дорог. Проект электрификации Петербургского железнодорожного узла начал разрабатываться в конце l909 г. В первую очередь намечалось электрифицировать участки до Ораниенбаума, Гатчины, Любани. Разработка технических проектов финансировалась германскими электроконцернами.<BR>В 1913 г. в Петербурге работали четыре частных электростанции (на английском угле) с собственной системой тока общей мощностью 89,4 тыс. кВт. На улицах города горело 3020 электрических фонарей. На душу населения Россия вырабатывала 8 кВт/ч в год против 236 кВт/ч в США.<BR><BR><B>Первая ГЭС</B><BR>В годы предвоенного промышленного подъема (1910-l914 гг.) развернулось интенсивное железнодорожное строительство. Оно финансировалось казной, большим числом русских банков и французским банком Ротшильда. Заключенное в 1910 г. соглашение с концернами Сименс-Гальске (Германия) и Вестингауз (САСШ, как тогда называли Североамериканские соединенные штаты), предусматривало: <BR>1) строительство Волховской гидроэлектростанции (оно было начато в том же году, но не закончено, впоследствии Волховстрой стал первым объектом ГОЭЛРО, 1926 г.); <BR>2) электрификацию петербургских пригородных участков железных дорог; <BR>3) строительство петербургского метрополитена. <BR>Внимание русских и иностранных акционеров привлекали и Днепровские пороги. В 1912 г. образовался консорциум обществ и банков по изучению сооружения канала Волга - Дон и реки Днепр для составления проекта водного пути и использования электрической силы падения воды, то есть сооружения гидростанции. Для строительства этого комплекса привлекались германские концерны АЭГ, "Сименс-Гальске", французское общество "Батиньоль", швейцарская компания, ряд русских банков. <BR>Экспертизу проекта ГЭС и судоходного канала у порогов провели немецкие эксперты. Впоследствии Днепрогэс (1932 г.) стал достижением именно советской энергетики.<BR><BR><B>Идея Троцкого</B><BR>В Петрограде после Гражданской войны из-за отсутствия сырья и топлива не действовали промышленные предприятия. Рабочие города отправились на заготовку дров. Доставить сырье на предприятия не представлялось возможным, потому что железные дороги также не работали. Поставки английского угля прекратились.<BR>Лев Троцкий предложил расформировать производственные мощности Петрограда как не имеющие сырьевых ресурсов. Его идея заключалась в том, чтобы формировать промышленность страны с привязкой к сырьевым регионам. <BR>План ГОЭЛРО стал альтернативой этому проекту. Его реализация позволила загрузить имеющиеся производственные мощности и начать новое направление развития промышленности: производство турбин и генераторов. Крупные машиностроительные заводы города - "Красный Путиловец" (Кировский завод), "Электросила", Невский, Обуховский и др. - начали производство оборудования для первых электростанций.<BR><BR>Большевистский "гидро-план"<BR>План ГОЭЛРО - Государственной электрификации России - был принят в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов. Его разработали в рекордные сроки, за 6 месяцев, что позволило большевикам объявить о бесспорных преимуществах нового принципа хозяйствования и государственного планирования. <BR>Они сознательно умолчали, что ГОЭЛРО создавали петербургские инженеры-энергетики Михаил Шателен, Генрих Графтио, Осадчий, Ипатьев, Осташкин и др., активно участвовавшие до революции в работах по электрификации России. Генрих Графтио возглавил строительство Волховской ГЭС.<BR>ГОЭЛРО, родившийся в Петрограде, стал первым в мире и единственным до сих пор государственным планом подобного масштаба. Он ставил своей задачей за 10-15 лет перевести народное хозяйство страны на электроэнергию, которая добывается на отечественных ресурсах. Для этого планировалось строительство ряда крупных предприятий, около 30 электростанций, в том числе 10 ГЭС общей мощностью 1,5 млн кВт и годовой выработкой 8,8 млрд кВт/ч.<BR>В 1922 г. была построена первая "плановая" тепловая электростанция "Уткина заводь", в 1926 г. - Волховская ГЭС, первенец советской гидроэнергетики. Одновременно начала работать первая в России линия электропередач на 110 кВт, соединившая Волхов с Ленинградом. К 1927 г. была создана единая энергосистема города с параллельно работающими электростанциями общей мощностью 156 тыс. кВт. <BR>План ГЭЛРО в основном осуществили к 1931 г.