IP-телефония: цены падают, клиент дает прирост

На рынке IP-телефонии за год со дня введения лицензирования (1.06.99) наметились тенденции снижения цен, увеличения клиентопотока и нарастания популярности звонков по России и ближнему зарубежью.

<BR><BR>На рынке IP-телефонии за год со дня введения лицензирования (1.06.99) наметились тенденции снижения цен, увеличения клиентопотока и нарастания популярности звонков по России и ближнему зарубежью. <BR>При этом основные игроки рынка ITSP (Internet Telephony Service Provider) сохранили свои позиции, ориентируясь, как и прежде, на корпоративный рынок. <BR>В Петербурге насчитывается пять более-менее крупных провайдеров этого вида услуг: "ИЧП Кукулитис", "Ринотел" (www.rinotel.spb.ru) "Октагон Технолоджис" (www.octagon.spb.ru), Web-plus (www.wplus.net). Недавно к ним присоединился TARIO-Spb (www.actor.ru/ gts), который является подразделением Интернет-провайдера Actor.<BR>Цены на их услуги за последние полгода упали примерно на 10-25%. Последнее, вместе с несомненным фактом улучшения качества связи, увеличило клиентскую базу в 1,5-2 раза.<BR>В структуре предоставляемых услуг не произошло особых изменений. Все ITSP , за исключением "Октагон Технолоджис", предоставляют только обычные услуги IP-телефонии (звонок телефон-телефон (компьютер), звонок с факсимильного аппарата на факсимильный аппарат, звонок компьютер-телефон). Как будто все забыли о корпоративных решениях. Так что если петербургский потребитель захочет установить у себя систему IP-телефонии, то его выбор ограничен. Или придется ехать в Москву.<BR><BR><B>Непритязательный ассортимент</B><BR>У всех операторов в продаже однотипный набор стандартных услуг связи. Единственное, у "Ринотел" и "Тарио" заявлена услуга роуминга. И пока никто не пытается ввести столь популярные на Западе пакеты типа "все в одном флаконе": Интернет, традиционная связь (мобильная, радио и т.д.), IP-телефония.<BR>Практически все петербургские провайдеры IP-телефонии ориентированы на корпоративного пользователя. Только у Web-plus есть своя сеть распространения дебетных карт. Чтобы приобрести услугу у остальных или приобрести карту, надо выехать к ним в офис либо вызвать менеджера в офис к себе. Последняя услуга предоставляется только юридическим лицам. Впрочем, "Октагон Технолоджис" продает эккаунт (подтверждение оплаты услуги) и через Интернет. <BR>Ориентация компании Web-plus на разные группы клиентов проявляется и в разделении услуг: для дома, для бизнеса.<BR>Что касается приобретения карт - то либо банковский перевод, либо наличные. По Интернету, помимо "Октагона" (поддерживаются пластиковые карты, система PayCash, система электронных продаж Regsoft), у других петербургских ITSP их купить нельзя. <BR><BR><B>IP-телефония скромничает</B><BR>Введению лицензирования IP-телефонии в России противился "Ростелеком", который, по разным оценкам, контролирует 90-99% трафика междугородной и международной связи в России. Компания боялась потерять свои позиции. На самом же деле IP-телефония ничем не грозит обычной связи, по крайней мере на первом этапе. <BR>Во-первых, обычная телефония дает более высокое качество и долгое время будет использоваться в корпоративном секторе из соображений престижа. Во-вторых, IP-телефония не столько "откусывает" рынок дальней связи, сколько расширяет его за счет привлечения низкими ценами дополнительных "человеко-часов". Игорь Вильдяев, технический директор компании "Октагон Технолоджис", подтверждает эту тенденцию: "Рынок несомненно расширился, так как цены подешевели. Но на примере нашей "старшей" компании "Роснет", которая продает традиционную связь и IP-телефонию, мы видим, что последняя перекрывает первую по объему продаж. В любом случае, для "Ростелекома" - это как комариный укус. Могу сказать, что наша клиентская база увеличивается в среднем на 3-10% в месяц".<BR>Михаил Сейдгазов, директор по продажам компании "Ринотел": "Услуга все равно альтернативная, дополнительная. Все зависит от того, хочет человек экономить, не лень ему набирать дополнительные цифры. Что касается нас, то могу сказать, что начиная с этого года мы испытываем хороший приток клиентов, примерно в 2 раза больше по сравнению с прошлым годом. Причем дальность расстояния связи стала играть меньшую роль, чем раньше, - увеличился удельный прирост клиентов, которые звонят в ближнее зарубежье, а не, скажем, в Австралию".<BR><BR><B>Средства для похудения</B><BR>Общий объем рынка IP-телефонии не превышает 1% от общего рынка дальней связи. Ряд факторов играет против увеличения ее удельного веса, например, "Ростелеком" поддерживает низкие тарифы на междугородную связь для бюджетных организаций, а также во внепиковое время, и он же не привязывает цены к курсу доллара и относительно редко меняет тарифы. <BR>Не стоит сбрасывать со счетов и другие конкурентные виды дальней связи, например услуги "обратного вызова" - callback. В целом по ценам услуги callback сопоставимы с IP-телефонией. Но она неудобна и дорога (если звонить по России и СНГ). <BR>Внутри IP-телефонии неравнозначно распределяются системы "телефон-телефон" и "компьютер-телефон". Вторая предлагает более низкие расценки, но требует наличия компьютера. Согласно опросу, проводимому на сайте Tario Trading, посетителей (правда, у них есть компьютер и Интернет) интересуют больше именно системы "компьютер-телефон" (50%), чем "телефон-телефон" (37%).<BR><BR><B>Правила игры</B><BR>С того момента, как 1 июня 1999 года Госкомсвязи РФ (ныне Министерство по связи и информатизации РФ) утвердил порядок лицензирования услуг IP-телефонии, классифицировав ее как телематическую службу, она начала наращивать инфраструктуру. Наиболее крупными образованиями оказались сети IP-телефонии - объединения шлюзов в различных регионах России, СНГ и за рубежом. Их можно перечислить по пальцам: TarioNet (владелец Tario Trading), Rinotel (RGC), "ИнкомТел ТГ". <BR>"Тарио" с самого начала занималась построением сети шлюзов в российских городах, а RGC сосредоточила свою деятельность на предоставлении звонков за границу.<BR>Сеть IP-телефонии - это сеть шлюзов под единой маркой, к участию в которой приглашается любой, но условием ставится соблюдение единой ценовой и корпоративной политики. Также их отличает система биллинга - общего учета клиентов и звонков. В пользу участия в сети говорит наличие большего количества шлюзов и возможность держать низкие тарифы. <BR>В Петербурге два из пяти провайдеров - представительства московских компаний - владельцев сети IP-телефонии, еще один - "Роснет" (тоже москвич) и только одна местная фирма. Так, к "ТариоНет" присоединилась компания "ИЧП Кукулитис" и Actor в лице Tario-Spb, а к RGC - компания "Ринотел". <BR>Что касается "ИнкомТел ТГ", то эта сеть держит в Петербурге отдельный шлюз без образования филиала. Эта же компания организовала Ассоциацию независимых провайдеров, которая является сообществом отдельных владельцев шлюзов в СНГ, но в Петербурге никто не присоединился к этой ассоциации. Что касается "Роснет", то его представитель "Октагон Технолоджис" является пробным участком IP-телефонии этой мощной компании. "Роснет" планировала создать свою собственную сеть, но в конце концов "Октагон Технолоджис" примкнул к сети "Тарио", "Роснет" остался в составе учредителей, поглотив все оборудование "Октагон Технолоджис". <BR>Местный петербургский провайдер услуг IP-телефонии - хорошо знакомый всем Web-plus. Он не пошел по пути присоединения к сетям, а выбрал стезю "организации своих шлюзов и налаживания контактов с зарубежными операторами".<BR><BR><BR><B>Прогнозы</B><BR>Следует ожидать неуклонного роста рынка, в том числе и образования новых операторов. К этому располагает низкая стоимость вхождения на рынок, а также высокие тарифы "Ростелекома" на услуги международной связи. Плюс снижение цен на оборудование и программное обеспечение.<BR>В ближайшие годы можно ожидать вступления на рынок телефонных операторов (как это произошло с "Роснетом") и включения этой услуги в портфолио провайдеров, как это уже произошло с Web-plus и Actor. <BR>Единственным темным пятном на IP-телефонии остается отсутствие общепризнанных стандартов, по которым могли бы взаимодействовать между собой различные операторы. Официально имеет место стандарт H.323, рекомендованный Международным телекоммуникационным союзом (бывшим МККТТ).<BR>Этот стандарт формулирует технические требования для передачи аудио- и видеоданных по сетям передачи данных. И, хотя его формально поддерживают все производители оборудования для IP-телефонии, реальной совместимости IP-шлюзов как не было, так и нет.