Гранитный бизнес

Считается, что чем прочнее памятник, тем дольше будут помнить о человеке, которому он предназначен. Как ни печально, но "памятный" рынок в Петербурге в последнее время значительно расширяется.

<BR><BR>Считается, что чем прочнее памятник, тем дольше будут помнить о человеке, которому он предназначен. Как ни печально, но "памятный" рынок в Петербурге в последнее время значительно расширяется.<BR>По официальным данным "Петербургкомстата", в 1998 году в городе умерли 58.924 человека, а в 1999-м - уже 66.088. В память почти каждого из них будет установлен памятник из гранита, мрамора, металла или цемента. А значит, фирмы, специализирующиеся на изготовлении надгробий, обелисков, стел и памятников, без работы не останутся.<BR><BR><B>Оптимисты</B><BR>Неискушенный потребитель может подумать, что изготовители надгробий - личности мрачновато-меланхоличного склада, перманентно углубленные в самих себя и в размышления о вечном. Наблюдения "ДП" показали, что дела обстоят абсолютно наоборот. Занятие ритуальным бизнесом не только не накладывает отпечатка на человека, но, более того, каменотесы, словорубы, художники по камню и их менеджеры в массе своей более оптимистичны и общительны, чем среднестатистический житель Петербурга. Отношение к своей профессии при этом выражается примерно следующим образом: "Это такая же работа, как и всякая другая, например у продавца или строителя". Хотя при этом профессионалы отмечают, что работа с камнем - это риск для здоровья. В мастерских, где пилят и шлифуют гранит и вырезают буквы и портреты, находиться новичку действительно сложновато: постоянный шум, в воздухе каменная пыль, кругом обломки камня и горы отходов. Относительный порядок лишь на складе: здесь по множеству полок рассортированы десятки готовых стел и гранитных дощечек, к которым приклеены полоски бумаги с фамилиями заказчиков.<BR><BR><B>Источники</B><BR>Те, кто выбрал своей профессией бизнес по производству и продаже памятников, как правило, в более ранние годы даже не подозревали о своей будущей специальности. Среди сотрудников "памятных" фирм - экономисты, геологи и даже филологи. Так получилось - объясняют они свой выбор. Так, директор "Смоленских мастерских" Алексей Бубович некогда начинал один. Просто купил на фабрике памятник, доделал его, отполировав боковые грани, сделал словорубку и продал. Отдал долг, купил еще два незаконченных памятника. Сейчас штат его фирмы насчитывает 30 постоянных работников.<BR><BR><B>Оживляющий кризис</B><BR>Всего в Петербурге работают около 40 фирм, специализирующихся на продаже памятников. Некоторые из них занимаются еще и производством, другие закупают уже готовые изделия в Карелии (ввиду обилия сырья, то есть гранита, уровень цен на карельском рынке значительно ниже) и реализуют здесь, производя лишь "предпродажную подготовку".<BR>Августовский кризис сыграл в плюс для местных производителей. Не из-за резкого увеличения смертности - просто потребители стали закупать данные изделия впрок. "Люди боялись потерять свои сбережения, - говорит заместитель директора "Смоленских мастерских" Дмитрий Бех-Иванов. - Стали вкладывать деньги в памятники, которые все равно рано или поздно понадобятся. Мы подняли цены в 1,4 раза, но наши изделия все равно шли на ура".<BR>Дополнительным стимулом для привлечения потребителей, естественно, являлось то, что изготовители памятников традиционно включают в пакет своих услуг бесплатное хранение готового изделия. "Еще в 1998-м пришла ко мне старушка, рассказала про нелегкую свою жизнь, заказала себе памятник и попросила вырубить цифры 19: как дату смерти. Сказала, что до 2000 не доживет, мол, ей осталась пара месяцев всего - из-за тяжелой болезни. Но совсем еще недавно я ее видел - стояла у метро, цветами торговала", - поведал предприниматель Александр.<BR><BR><B>Гранит и мрамор</B><BR>На петербургских кладбищах (их в городе 42) значительная часть могил оформлена дешевыми цементными крестами. Но большинство из них с датами 1960-1970 годов - теперь горожане в основном заказывают памятники из гранита.<BR>"Мраморных памятников, популярных когда-то, сейчас практически не делают, - говорит специалист по изготовлению памятников Михаил. - Мрамор - непрочный материал, на него разрушающе действуют частые кислотные дожди. Его жизнь - всего лет 300. А гранитные памятники стоят по восемь веков".<BR>Понижение спроса на каменные памятники наблюдается лишь зимой и к концу лета. Просто потому, что зимой памятники на могилах не устанавливают. В это время фирмы работают на склад, создавая стандартные модели или выполняя заказы предусмотрительных людей.<BR>Маркетинг рынка показал, что среднерыночная цена стандартного гранитного памятника колеблется на уровне 4-5 тысяч рублей. Меньше берут частные предприниматели, предпочитающие не светиться. Они, как правило, имеют свой круг заказчиков, а художников по камню и других рабочих время от времени нанимают. В мастерских при кладбищах цены, напротив, выше среднегородских в 1,5-2 раза.<BR>Среднестатистический клиент заказывает стелу прямоугольной формы высотой 80 см. Правда, в последнее время в моду прочно вошли памятники, к которым "приложены руки", - с закругленными углами, намеренно не обработанной задней стороной (имитация скалы) и др.<BR><BR><B>Портрет на память</B><BR>С 1950-х годов в России сложилась традиция высекать портрет покойного на полированной поверхности стелы. "У нас люди душевные, хотят, чтобы изображение человека, которого уже нет, осталось надолго", - считает Михаил.<BR>Но в результате именно портрет зачастую становится причиной отказа от готового памятника. "Выбирая камень изначально по образцу, люди не знают, что в конечном итоге на полированной поверхности может оказаться прожилка или темное пятно. Многие это воспринимают как личное оскорбление, - поведал главный инженер одной из фирм. - Говорят, кристальной души был человек, а на памятнике - темное пятно. Это что, намек?"(В.К.)<BR><BR>