00:0013 апреля 200000:00
13просмотров
00:0013 апреля 2000
Без создания альянсов между девелоперами и торговыми операторами невозможно обеспечить необходимый приток инвестиций в создание современных торговых площадей.
<BR><BR>Без создания альянсов между девелоперами и торговыми операторами невозможно обеспечить необходимый приток инвестиций в создание современных торговых площадей.<BR>Во всем мире развитие торговых комплексов считается привлекательным бизнесом. Однако происходит это только там, где существует достаточный уровень платежеспособного спроса, а экономическая ситуация способствует притоку инвестиций. <BR>Первые российские торговые комплексы мирового уровня появились в Москве. Петербургский рынок еще не ощутил к себе ажиотажного интереса со стороны владельцев западных торговых сетей, хотя периодически в городе появляются их разведчики.<BR>"В этом году хитом сезона стала Польша, туда направились все западные девелоперы и операторы. К нашему рынку большинство иностранцев пока приглядывается, - рассказывает Михаил Агарков, управляющий проектом "Бада-Бум". - Если ситуация радикально не изменится, то года через два петербургский рынок может стать широким полем для конкуренции между приходящими зарубежными торговыми сетями и создающимися отечественными торговыми комплексами". <BR><BR><B>Подходы</B><BR>За последнее десятилетие в Петербурге появилось несколько заметных проектов в сфере девелопмента торговой недвижимости. Методы реализации девелоперских проектов у российских и иностранных предпринимателей различаются. Инициаторами возведения крупных торговых центров почти всегда выступали местные компании, для которых торговля являлась основным бизнесом, девелопментом им приходилось заниматься самостоятельно. Проекты реализовывались либо за счет собственных средств, либо с привлечением ресурсов соинвесторов. Очень редко крупный ("якорный") торговый оператор подключался к процессу вложения инвестиций на начальном этапе проекта. В лучшем случае удавалось заручиться его принципиальным согласием осесть в будущем торговом центре. <BR>Площади, предназначенные для торговли, российскому девелоперу приходится заполнять без посторонней помощи. В отличие от зарубежных гипермаркетов, где все здание рассчитано на трех-четырех "якорных" операторов, в российских торговых зонах большинство арендаторов - мелкие предприниматели, чья торговая площадь иногда не превышает несколько квадратных метров. Михаил Агарков: "За рубежом арендатор, занимающий 50-150 м2, считается мелким. У нас до кризиса мелким назывался арендатор 30-40 м2, а после и вовсе около 20 м2". <BR>Принцип хаотического подбора арендаторов, перекочевавший с уличных рынков, является главным отличием отечественных торговых центров от их европейских аналогов.<BR>По классическому западному пути пошел "Максидом", все реализованные им проекты ориентированы на собственный бизнес, и площади в субаренду не сдаются. Но таких проектов в городе единицы, к тому же они специализируются на определенных группах товаров. <BR><BR><B>Выгода</B><BR>Гипермаркета, под крышей которого действовал бы один или несколько глобальных операторов, пока нет.<BR>В Петербурге не налажено тесное взаимодействие между компаниями, регулирующими основные товарные потоки, и строительными корпорациями, способными реализовать девелоперский проект крупного масштаба. Выгода же от такого объединения может быть обоюдной. Первые заинтересованы в создании системы подобных гипермаркетов, поскольку это значительно упрощает планирование и сбыт крупных партий любого товара. Для фирм, занимающихся девелопментом, это возможность получить и реализовать в относительно короткие сроки серьезный прибыльный проект. <BR>Но существует и масса проблем, начиная от права собственности на землю, отсутствия инвестиционных ресурсов и заканчивая неблагоприятной налоговой политикой. В свое время это отпугнуло шведскую компанию IKEA, которая 3 месяца назад открыла в Москве торговый центр. Петербургские власти, не имея четкой концепции развития городских территорий, не в состоянии стимулировать конструктивные шаги, предпринимаемые бизнесом. (Р.Р.)