00:0012 апреля 200000:00
24просмотров
00:0012 апреля 2000
Парадоксально, но факт - в наш век пластиковых карт и электронных денег спрос на услуги перевозчиков наличных не падает. Более того, постоянно растет.
<BR><BR>Парадоксально, но факт - в наш век пластиковых карт и электронных денег спрос на услуги перевозчиков наличных не падает. Более того, постоянно растет.<BR>C каждым годом увеличивается объем средств, перевозимых инкассаторскими службами.<BR>Прирост этот в значительной мере обусловлен инфляционными процессами. Но не только - примерно на 5-10% в год объем средств растет за счет появления новых клиентов у служб инкассации. <BR>Все больше клиентов считает, что лучше платить профессиональным инкассаторам, чем охранникам или кассирам. Последние мало что могут противопоставить бандитскому нападению. Не смогут они и возместить пропажу. <BR>Эксперты считают, что спрос на инкассаторские услуги вырос также из-за череды громких убийств.<BR><BR><B> Кто на рынке главный </B><BR>Лидирующие позиции на рынке инкассаторских услуг занимает хозрасчетное предприятие - Петербургское управление инкассации ЦБ РФ. <BR>Только оно осуществляет перевозку наличных средств Центробанка, в частности его резервных фондов. Именно это управление контролирует большую часть рынка услуг по перевозке наличной валюты, оборот которой в месяц составляет примерно 15 млрд рублей. <BR>В Петербурге существует также два десятка банковских служб инкассации. Обслуживают они, разумеется, только клиентов своего банка. Конкуренция между некоторыми из них и государственными инкассаторами идет нешуточная. Некоторые банки, например, даже обязывают своих клиентов пользоваться услугами только своей службы инкассации...<BR><BR><B>Личный опыт </B><BR>"Четырнадцатый к первому заезду приступил". - "Принято". Стальные ворота медленно открываются. Броневик петербургского управления РОСИНКАСа выруливает на дорогу между складов, заброшенных зданий и заводских территорий. Задача проста - забрать у нескольких городских коммерсантов полмиллиона рублей.<BR>После непростых переговоров в броневике нашлось место и для напросившегося корреспондента "ДП".<BR>Проехали десяток метров, а чувствуешь себя, мягко говоря, не в своей тарелке. Бронежилет сковывает движения. Да и тряска в салоне комфорта не прибавляет...<BR>Адреналина в крови - в норме. Впрочем, за годы существования государственной службы инкассации был лишь один случай серьезного нападения на инкассаторов. <BR>"В основном на кассиров нападают. Они ведь не вооружены, да и по одному ходят, - коротко кивает головой старший экипажа. - Их же сразу можно положить, ничем не рискуя. Бандиты, наверное, вычисляют, где легче к деньгам подобраться". <BR>Наша "таблетка", или, как ее еще называют, "электричка" (а попросту - броневик "Коналю"), сворачивает на набережную. В зависимости от сложности маршрута и количества перевозимых ценностей инкассаторы используют несколько видов бронированных автомашин. Наиболее эффектно выглядят "Ладоги" (их прозвали "аэсками") и бронированные "Камазы".<BR>"Нападений, конечно, опасаешься. Но больше думаешь, как бы не попасть в автомобильную аварию", - бросает старший группы.<BR>Минуем череду высоких заборов и выезжаем к какой-то оптовой базе. Возле подъезда кучно стоят автомобили. Старший недовольно качает головой: " Много машин, иномарок. Если понесем большие деньги, трудно понять - кто они, что они". <BR>Тормозим. Выясняется, что самое трудное - это встать и вылезти из машины. С непривычки ощущаешь себя кем-то вроде бегемота, застрявшего в болоте. <BR>Идем на "точку". В сборе денег ничего романтичного. Старший забирает мешок с выручкой, внимательно его осматривает и в минуту улаживает формальности - печать, подпись, выдача кассиру пустого мешка взамен взятого.<BR>Спустя пару минут мы снова в броневике. Впереди еще несколько десятков "точек". Появилось напряжение: рядом, что ни говори, куча денег. Постоянно возрастающая куча денег... До возвращения на базу еще как минимум три с половиной часа.<BR><BR><B>Профессионал любит броневик </B><BR>"Сейчас инкассация намного профессиональнее, чем лет 15 назад, - говорит Вячеслав Асанов, начальник петербургского управления инкассации РОСИНКАСа. - Оно и понятно - раньше государство лучше контролировало криминальную ситуацию. Поэтому и ездили инкассаторы на обычных "Волгах", водители которых даже не были вооружены".<BR>"Теперь у инкассаторов на вооружении новейшая бронетехника. Люди имеют внушительную физическую подготовку, хорошо стреляют из всех видов оружия, - повествует Вячеслав Асанов. - У нас действует компьютеризированный учебный центр, где новички по специальной компьютерной программе изучают нюансы инкассации: от оказания первой медицинской помощи до нормативных актов, регулирующих нашу работу".<BR>Гордость государственных инкассаторов - уникальный компьютерный тир. Стрельба в нем ведется из оружия, внешне ничем не отличающегося от своих боевых аналогов. Вот только выстрел раздается из динамиков компьютера, а пробоина появляется на мишени, подмигивающей с дисплея. Такой тир позволяет сильно экономить на патронах. К тому же у стрелка появляется возможность увидеть не только куда он попал, но и куда целился в момент нажатия на спусковой крючок. <BR>Перестраховку рисков перевозок Петербургского управления инкассации осуществляет известная страховая компания "Ллойд". Причем, как особо подчеркивают государственные инкассаторы, под минимально возможный процент, так как очень довольна уровнем безопасности перевозок.<BR><BR><B>Сами с усами</B><BR>Помимо государственной службы услуги по инкассации оказывает и часть банков Петербурга. Крупные подразделения есть у петербургского Сбербанка, ОАО "ПСБ", банка "Санкт-Петербург", банка "Петровский". <BR>Основная конкуренция идет между ними и РОСИНКАСом. Причем в ход нередко идут административные приемы. Так, один из банков, например, с тех своих клиентов, чьи деньги инкассирует РОСИНКАС, берет за пересчет денег 0,1%. Разумеется, если деньги перевозит служба инкассации банка, пересчет делают бесплатно.<BR>Информация о работе служб инкассации банков практически недоступна. Службы инкассации напрямую связаны с подразделениями безопасности банков. Последние засекречивают как объемы перевозок и затрат на содержание собственной инкассации, так и сумму средств, зарабатываемых на клиентах. Уровень рентабельности такого рода услуг - тоже тайна за семью печатями. Зато охотно раскрывают имена клиентов и показатели, не связанные с финансовой подоплекой вопроса. <BR>Как сообщили, например, в петербургском Сбербанке, по состоянию на конец 1999 года банк обслуживал 232 точки инкассации клиентов. Объемы собственных перевозок службы инкассации банка в 1999 году по отношению к 1998 году выросли на 70%. Сбербанк России имеет и собственный страховой фонд для оплаты рисков перевозок ценностей.<BR>По словам начальника отдела по связям с общественностью и рекламе банка "Санкт-Петербург" Лии Лучниковой, управление инкассации банка обслуживает свыше 500 клиентов банка. Вероятно, повышенная скрытность банков связана с тем, что службы инкассации коммерческих банков в большинстве своем нерентабельны. Покупка и обслуживание броневиков, системы связи, оружие, зарплата сотрудников требуют значительных средств. <BR>Именно поэтому стоимость услуг по инкассации зачастую заложена в стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию либо прячется в ставке по кредитам. <BR>Для коммерческих банков инкассация - это во многом вопрос сервиса для клиентов и престижа. <BR>Кроме того, банки с большой филиальной сетью нуждаются в мобильной доставке денег в филиалы и банкоматы. Этого, по их мнению, РОСИНКАС обеспечить не может.<BR>Есть и другой нюанс - во многих банках возможности и арсенал службы инкассации используются в интересах службы безопасности. Ведь броневики гораздо удобнее при "общении" с определенным контингентом клиентов. (И.М.)<BR><BR><B>Историческая справка </B><BR>До 1917 года в России не было специальной службы для сбора денежных средств клиентов и доставки их в банк. После революции 1917 года были созданы банковская и торговая системы, подчиненные государству. Функции по сбору денежных средств были возложены сперва на ВЧК. Позднее в системе НКВД были созданы специальные подразделения фельдъегерской связи, занимавшиеся в том числе и перевозкой денег. Эта система просуществовала до 1939 года. <BR>1 августа постановлением Совнаркома СССР в структуре Госбанка в целях обеспечения безопасности перевозок ценностей и торговой выручки появилась служба инкассации.<BR>В октября 1987 года вышло постановление Совета Министров СССР N№118 "О перестройке деятельности и организационной структуры банков СССР". Этим постановлением была ликвидирована монопольная деятельность Госбанка на территории СССР. Инкассаторы, подчиняясь Госбанку, стали работать по принципу самофинансирования. <BR>2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят федеральный Закон "О банках и банковской деятельности". Закон не определял, что инкассация является банковской операцией, но и не запрещал банкам заниматься ею. Монопольной деятельности Российского объединения инкассации пришел конец. <BR>3 февраля 1996 года была принята новая редакция федерального Закона "О банках и банковской деятельности". Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов стала банковской операцией. На основании лицензии, выданной Центробанком Российской Федерации, все кредитные организации имеют право заниматься этим видом услуг.