00:0015 марта 200000:00
25просмотров
00:0015 марта 2000
В настоящее время освоение богатейшего природно-ресурсного потенциала Северо-Западного региона во многом сдерживается из-за низкой транспортной обеспеченности, особенно его северных территорий.
<BR><BR>В настоящее время освоение богатейшего природно-ресурсного потенциала Северо-Западного региона во многом сдерживается из-за низкой транспортной обеспеченности, особенно его северных территорий. <BR>От уровня развития и транспортной системы зависит конкурентоспособность транзитных маршрутов региона, возможность привлечения сопровождающих грузопотоки финансовых ресурсов, необходимых для экономического роста субъектов Северо-Запада. <BR><BR><B>Лидер перевозок </B><BR>В экономике региона среди всех видов транспорта наибольший удельный вес в объемах перевозок приходится на автомобильный транспорт - около 64%. За 1998 г. автомобильным транспортом перевезено 330,3 млн тонн грузов и 2165,1 млн пассажиров, численность парка автомобилей в регионе достигла 2,7 млн, из которых 78% - легковые машины. <BR><BR><B>Эх, дороги</B><BR>В целом по Северо-Западному региону плотность автодорог на 1000 км2 составляет 47,7 км, что на порядок меньше, чем в странах Балтийского региона (см. таблицу). Протяженность автомобильных дорог общего пользования Северо-Западного региона по состоянию на 1.01.99 составила 84,9 тыс. км (21,4% от протяженности дорог общего пользования РФ), в том числе с твердым покрытием - 87,5%. Протяженность федеральных автомобильных дорог - 5,6 тыс. км (6,6% от сети дорог общего пользования региона).<BR>Ряд федеральных дорог Северо-Запада включен в состав 9-го панъевропейского транспортного коридора: Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Кишинев с ответвлениями на Киев - Минск - Вильнюс - Калининград - Клайпеда. <BR><BR><B>Четыре зоны </B><BR>По обеспеченности автодорожной связью с соседними областями все субъекты Северо-Западного региона можно условно разделить на четыре группы.<BR>К первой группе относятся Ленинградская, Псковская и Новгородская области, обладающие достаточно развитой сетью дорог общего пользования. <BR>Вторую группу представляют Вологодская и Кировская области, которые по обеспеченности дорожной сетью значительно им уступают. <BR>К третьей группе областей относятся Мурманская, Архангельская области, Республики Карелия, Коми и Ненецкий автономный округ. Опорная сеть Мурманской, Архангельской областей, Республик Карелия и Коми формировалась в основном в меридиональном направлении для обеспечения связей северных областей и республик с центральными регионами страны и не ориентирована на взаимодействие с соседними территориями и с зарубежными странами. <BR>Для дорожной сети Архангельской области недостатком является разделенность территории области водными преградами, через которые практически отсутствуют переправы постоянного типа.<BR>Ненецкий автономный округ в силу ряда объективных причин (природные условия, удаленность от наиболее развитых транспортно-экономических узлов Северо-Западного региона, малочисленность населения и т.д.) практически не имеет дорожной сети, за исключением нескольких дорог общего пользования.<BR> Четвертую группу представляет анклав - Калининградская область. Практически все районные центры и крупные населенные пункты области связаны между собой и с областным центром дорогами с твердым покрытием.<BR><BR><B>Спрос на автодороги </B><BR>Наиболее высокий спрос на пользование автомобильными дорогами формируется в Ленинградской, Псковской, Калининградской областях и Республике Карелия, где значительные объемы перевозок грузов и пассажиров осуществляются на автомобильном транспорте и отмечается наибольший уровень автомобилизации - от 110 до 240 легковых автомобилей на 1000 жителей.<BR>Степень загруженности дорожной сети самая высокая в Ленинградской, Калининградской и Новгородской областях. Так, средневзвешенная интенсивность движения на дорогах Ленинградской области составляет 2500 автомобилей в сутки, в Калининградской области - 1900 автомобилей в сутки, в Новгородской - 1820 автомобилей в сутки.<BR>Самый высокий уровень обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования отмечается в Псковской, Новгородской и Калининградской областях, самый низкий - в Архангельской, Мурманской областях, Республике Коми и Ненецком АО.<BR>Наибольший дисбаланс между спросом на пользование автодорогами и развитием дорожной сети отмечается в Ленинградской, Кировской областях и Республике Коми, а также в Архангельской и Вологодской областях.<BR><BR><B>Что с покрытием </B><BR>Уровень состояния покрытий, оцениваемый в зависимости от процента протяженности дорог с твердым покрытием, наиболее высокий в Калининградской (100%), Псковской (99,6%), Новгородской (97,7%), Мурманской (96%), Ленинградской (95,5%) областях. <BR>В целом по транспортно-эксплуатационным характеристикам автомобильных дорог лидируют Ленинградская и Мурманская области, в числе отстающих - Архангельская, Вологодская области и Республика Карелия. <BR><BR><B>Издержки финансирования </B><BR>Объемы выделяемых финансовых ресурсов из Федерального дорожного фонда меньше объективной потребности субъектов региона в финансировании дорожных работ на 40-50%. В ряде областей катастрофически не хватает средств территориальных дорожных фондов, что обусловлено состоянием экономики данных областей. В особенно тяжелом положении оказываются области с более высокой плотностью дорожной сети. Наиболее сложное положение в Псковской области, где финансово обеспеченные объемы работ ниже требуемых более чем в 3 раза, в 2-2,5 раза ниже требуемых объемы работ в Кировской, Новгородской областях и в Республике Карелия, в Ленинградской и Вологодской областях - в 1,5-2 раза.<BR>Без принятия мер по дополнительному финансированию ремонта и содержания дорог в Псковской, Кировской, Новгородской областях и в Республике Карелия будет иметь место достаточно быстрое разрушение существующей дорожной сети. <BR><BR><B>Перевозки вырастут</B><BR>По прогнозу к 2020 г. объемы автомобильных перевозок грузов в Северо-Западном регионе увеличатся в 1,6 раза и составят 540 млн тонн в год за счет повышения экономической активности, увеличения занятости и объемов производства, роста международной торговли.<BR>Значительное влияние на развитие дорожной сети будут оказывать темпы автомобилизации населения. Если в настоящее время уровень автомобилизации в регионе составляет 128 легковых автомобилей на 1000 жителей, то по прогнозу к 2020 г. он возрастет до 250-270 автомобилей на 1000 жителей.<BR>Прогноз интенсивности движения на 20-летнюю перспективу показал, что в целом по региону размеры транспортных потоков увеличатся в среднем в 1,7-1,9 раза. <BR>Наибольший прирост интенсивности движения прогнозируется на дорожной сети юго-западных областей региона, таких, как Ленинградская, Вологодская, Псковская, Новгородская и Калининградская области. <BR>На федеральной сети наибольшие значения интенсивности движения прогнозируются на автомобильных дорогах "Россия" (18.000-20.000 автомобилей в сутки), Санкт-Петербург - Псков (10.000-15.000 автомобилей в сутки), "Скандинавия" (12.000-14.000 автомобилей в сутки). Высокий прирост интенсивности движения (в 1,5-2 раза) прогнозируется на подходах к крупным городам и административным центрам субъектов Северо-Запада. <BR>Целью дорожной политики Северо-Запада должно быть развитие сети автомобильных дорог, повышение их потребительских свойств для достижения максимального вклада региона в экономику России. <BR>В короткие сроки решить эти задачи невозможно из-за ограниченности финансовых ресурсов. <BR><BR><B>Куда двигаться </B><BR>Программа развития автомобильных дорог Северо-Запада Российской Федерации предусматривает 2 этапа: 1-й этап - стабилизационный - с 2001 г. по 2005 г.; 2-й этап - экономического роста и ускоренного развития дорожной сети - с 2006 г. по 2020 г.<BR>На 1-м этапе необходимо сосредоточить финансовые и технические ресурсы на улучшении состояния существующей сети автомобильных дорог и сооружений. <BR>На 2-м этапе в период 2006-2020 гг. необходимо основное внимание уделить строительству и реконструкции сети автодорог с целью формирования новых и развития традиционных транспортных коридоров, сети территориальных автомобильных дорог, развитию дорог в приграничных районах, рационализации прохождения трасс.<BR>В рамках реализации программы должно быть построено и реконструировано 14.464 км автодорог, в том числе федеральных - 3912 км, территориальных - 10.552 км.<BR>По предварительным расчетам на первом этапе предусматривается строительство и реконструкция 1571 км автодорог, для чего потребуется 16,9 млрд руб. инвестиций. Для реализации программы создания новых транспортных коридоров за период 200-2020 гг. предстоит построить и реконструировать 4387 км автодорог на общую сумму 66,8 млрд руб.<BR>Наибольший объем работ по строительству и реконструкции территориальных дорог будет приходиться на Архангельскую область, Республику Коми и Вологодскую область, так как по данным территориям должны пройти основные автодорожные коридоры России.