00:0006 марта 200000:00
15просмотров
00:0006 марта 2000
За последний год в России начал формироваться рынок купли-продажи действующих предприятий. При этом предметом сделки является не доля в акционерном капитале или производство как имущественный комплекс, а весь бизнес целиком.
<BR><BR>За последний год в России начал формироваться рынок купли-продажи действующих предприятий. При этом предметом сделки является не доля в акционерном капитале или производство как имущественный комплекс, а весь бизнес целиком.<BR>Во всем мире широко распространена практика перепродажи функционирующих компаний. В известном фильме Pretty Woman ("Красотка") этим бизнесом, называемым Mergers & Aquisitions (Слияния и Приобретения), занимался герой Ричарда Гира. В России этот рынок только начинает формироваться, поскольку до недавнего времени для большинства отечественных предпринимателей покупать нормально работающее производство было не совсем обычным делом. Они привыкли к тому, что если компания продается, то она либо уже банкрот, либо вот-вот им станет. Если же предприятие стабильно работает и получает прибыль, то никому и в голову не приходило, что его нужно продавать. В лучшем случае объектом купли-продажи становились пакеты акций.<BR>"В последнее время все чаще предприятия идут на продажу из-за того, что собственник, являющийся одновременно и менеджером, не хочет больше заниматься этим видом деятельности, поскольку устает бороться с нестабильным рынком, налогами, ему надоедает постоянно минимизировать риски, - говорит директор ООО "Компания МД" Александр Минович. - Бывает, что люди хотят купить что-то более выгодное, что, на их взгляд, имеет более широкие перспективы, нежели то, чем они сегодня владеют". Многие продают предприятия из-за ухудшения здоровья либо из-за желания эмигрировать из страны. Начиная развивать собственную компанию, бизнесмены зачастую полагают, что она станет делом всей их жизни, но, по статистике, уже через год около 80% предпринимателей начинают думать о продаже своего детища. Однако, если владелец выставляет свой бизнес на продажу, это еще не значит, что он безнадежен.<BR><BR><B>Жажда приобретения</B><BR>По ряду параметров покупка уже функционирующей компании выгоднее, чем организация дела с нуля. Если работающее предприятие обеспечивает хоть какие-то денежные потоки, то новому владельцу остается только их оптимизировать. Расширять существующую клиентскую базу значительно проще, чем формировать ее заново. Кроме того, в отличие от новой фирмы, работающее предприятие обладает значительно большими возможностями в процессе привлечения дополнительных инвестиций на свое развитие.<BR>Но эти преимущества не уменьшают рисков, связанных с ее приобретением. Принятие решения о покупке в идеале должно сопровождаться серьезным анализом предполагаемого объекта собственности. "Сейчас около 90% покупателей, приобретающих действующие предприятия, непрофессионально подходят к сделке. Это относится не только к частным лицам, но и к таким солидным организациям, как банки", - рассказывает Юрий Воропаев, генеральный директор ЗАО "МКД". Последний пример: концерн "Колибри" приобрел контрольный пакет акций ОАО "ПМК-Роска", теперь вынужден бороться с дополнительной эмиссией, инициированной другими акционерами.<BR>Единственным документом, регламентирующим процесс купли-продажи действующих компаний, является Гражданский кодекс РФ. При этом предприятие рассматривается как обычный товар. Александр Минович: "Необходимо регламентировать саму процедуру продажи, поскольку сейчас после продажи предприятие не перерегистрируется, а происходит лишь замена собственника в учредительных документах". <BR>Процесс подготовки и заключения сделки по приобретению бизнеса иногда затягивается до года. Много проблем возникает из-за отсутствия у продавца должным образом оформленных прав на продаваемую собственность. Заинтересованному покупателю предлагается взять на себя все расходы по этому процессу. Покупатель может понести серьезные убытки, но так и не достигнуть желаемого результата, если, например, в ходе оформления прав на собственность выяснится, что продавец к нейне имеет никакого отношения. Именно по этим причинам не происходит страхования подобных сделок. "Страховщики страхуют от случайностей. А здесь риск - программируемый и зависит от честности обеих сторон", - говорит руководитель петербургской страховой компании.<BR>"Страховая компания находится в том же положении, что и покупатель, - проясняет начальник отдела маркетинга страховой компании "Русский мир" Евгений Гуревич. - Если бы страховщик взялся оценивать степень риска, то плата за страховку оказалась бы несоизмеримо большой, поскольку риски огромны. В лучшем случае страхуется ответственность регистратора сделки на предмет правильности ее оформления".<BR><BR><B>Пустышка</B><BR>Нередки случаи, когда на продажу выставлялось предприятие, имевшее неплохую деловую репутацию и, казалось бы, серьезные активы. Цена, соответственно, была не маленькой. Однако после оформления сделки новый собственник выяснял, что все мало-мальски стоящие активы выведены из-под контроля купленной им компании. Механизм, обычно применяемый в таких случаях, очень прост. Перед подписанием договора продаваемая компания выступала учредителем большого числа новых юрлиц, куда в качестве взноса в уставный фонд передавала наиболее ликвидные активы. Далее путем размывания акционерного капитала дочерних фирм материнская компания теряла над ними контроль. Ничего не подозревающий покупатель приобретал пустышку.<BR>Провернуть подобную операцию в очень короткий срок без нарушения законодательства или ущемления прав других акционеров практически невозможно, поэтому у покупателя остается шанс вернуть имущество в судебном порядке. Однако победа в суде не гарантирована: российское законодательство несовершенно. Год назад холдинг "ЮКОС" имел несчастье приобрести контрольный пакет акций "Восточной нефтяной компании" (ВНК). Большинство дочерних производственных предприятий ВНК, непосредственно занимающихся нефтедобычей, были выведены из структуры компании. "ЮКОСу" стоило немалых сил и времени, чтобы вернуть себе хоть часть из них. <BR>Результаты большинства подобных "пустых" покупок не афишируются. Естественно, что продавец скрывает информацию о своем, по сути, мошенническом поступке. Покупатель тоже не горит желанием сообщить всем о том, какой он некомпетентный партнер в сделках, и, даже обратившись в суд, многие факты предпочитает замалчивать. <BR><BR><B>Брокеры и спекулянты</B><BR>На мировом рынке купли-продажи предприятий существуют стратегические инвесторы, спекулянты и брокеры. "В качестве стратегического инвестора выступают крупные холдинги, развивающие определенный производственный сектор, - поясняет Юрий Воропаев. - Выбирая объект покупки, они создают специальный департамент по анализу его деятельности и подготовке сделки. Если предприятие переходит в собственность холдинга, то из сотрудников этого департамента формируется совет директоров новой дочерней компании. Именно они как нельзя лучше знают ситуацию на предприятии и способны повысить его эффективность уже в рамках стратегии всего холдинга". <BR>Задача спекулянта - приобрести некое предприятие, произвести его реструктуризацию, выделить наиболее эффективные ее составляющие, а уже потом с выгодой для себя распродать компанию по частям либо единым комплексом. Александр Минович : "Это бизнес специализированных управляющих компаний, которые обладают именем и хорошей репутацией. Доверие к ним со стороны продавцов и покупателей очень велико". В России пока не существует управляющих компаний, обладающих необходимым уровнем знаний, опытом и солидной репутацией. Единственным вариантом, применяемым в России, является совершение сделки с участием брокера-консультанта. При этом он может выступать и в качестве доверительного управляющего со стороны продавца, проводя необходимую реструктуризацию. В любом случае каждая их сторон должна иметь собственного аудитора и юридического эксперта. <BR>Директор по экономике представительства фирмы "Про-Инвест Информационные технологии" Валерий Масков: "Цена бизнеса включает не только балансовую стоимость активов компании, но и ряд других составляющих, определяющих ее подлинную рыночную стоимость и включающих ряд неколичественных факторов. Эту разницу иногда называют рыночной или экономической добавленной стоимостью бизнеса, которая формируется, в частности, с учетом ее стратегического потенциала. Необходимость измерения этого потенциала предприятия приводит к необходимости проведения маркетинговых мероприятий и к разработке бизнес-плана". (Р.Р.)<BR><BR>Владимир Малютин, председатель совета директоров ООО "Аудит-Петербург":<BR>"При покупке бизнеса необходимо иметь наготове команду специалистов, которая будет руководить этим предприятием. Либо эта команда, либо привлеченные эксперты дают оценку состоянию покупаемого бизнеса.<BR>Кроме того, необходим бизнес-план, который обязан предоставить продавец. Если бизнес-плана нет, значит, мне продают не бизнес, а стены с оборудованием".