Volvo - железный Марс шведского автомобилестроения

Короткое слово Volvo входит в узкий круг символов Швеции, наряду с водкой Аbsolut, телефонами Ericsson и сборной по хоккею "Тре крунур".

<BR><BR>Короткое слово Volvo входит в узкий круг символов Швеции, наряду с водкой Аbsolut, телефонами Ericsson и сборной по хоккею "Тре крунур".<BR>Парадокс ситуации состоит в том, что на настоящий момент значительная часть изделий под маркой Volvo имеет к Швеции весьма опосредованное отношение. <BR>Некогда проект Volvo был рожден под флагом светлой идеи - создать машину, способную конкурировать с безраздельно господствующими в то время на мировом рынке американскими "самобеглыми колясками".<BR>За 75 лет историческая спираль совершила новый виток: в 1999 году самая американская из всех автомобильных компаний - Ford приобретает Volvo Car за $6,5 млрд. Таким образом, большинство легковых автомобилей Volvo не только производятся за границами Швеции, но и формально являются американскими машинами.<BR><BR><B>Гений-бизнесмен</B><BR>У Volvo, в отличие от большинства легендарных компаний, не один, а сразу два основателя - бизнесмен Ассар Габриэльсон и инженер Густав Ларсон.<BR>Как и полагается, их путь к вершинам славы был долог, труден и извилист, а само рождение Volvo состоялось лишь благодаря цепи счастливых случайностей.<BR>Отец Ассара Габриэльсона работал строителем, а затем арендовал ферму, где, выражаясь современным языком, открыл птицефабрику. Говорят, что когда бизнес старшего Габриэльсона вырос и окреп, он даже экспортировал яйца в Россию.<BR>Впрочем, сами Габриэльсоны переехали в столичный Стокгольм. Здесь Ассар сначала учится в Высшей Латинской школе, а затем в Стокгольмской школе экономики. После того как в октябре 1911 года 20-летний Ассар с отличием защищает работу на тему "Дистилляция и дистрибуция спиртных напитков в Швеции" и получает звание бакалавра экономических наук, в течение 5 лет он трудится... стенографистом в Нижней палате шведского парламента. В 1916 году Ассар совершает первый главный шаг на пути к Volvo - становится менеджером в компании по производству шарикоподшипников Svenska Kul-lagerfabriken (SKF). На новом месте Габриэльсон почувствовал себя как рыба в воде. Всего за несколько лет он делает головокружительную карьеру: сначала возглавляет филиал SKF во Франции, а потом получает должность директора по продажам всей SKF Group. Молодому бизнесмену даже пришлось вести переговоры с Советским правительством по поводу национализированного в ходе революции завода SKF в России. О результатах этих переговоров биографы Габриэльсона обычно тактично умалчивают.<BR><BR><B>Гений-инженер</B><BR>Мать другого основателя Volvo, Густава Ларсона - Хильда лишь немного не дотянула до звания Матери-героини. Густав был третьим из восьми детей в семье фермера Ларса Ларсона. В детстве будущий инженерный гений более всего интересовался футболом и даже стал одним из основателей спортклуба.<BR>Впрочем, постепенно Густаву прискучило пребывание в сельской местности. Сначала он заканчивает Техническую начальную школу, а затем Королевский Технологический институт. Несколько лет проработав над разработкой двигателей в английской фирме White&Popper Ltd, Густав затем переходит на SKF.<BR>Уже тогда в головах Густава и Ассара бродили мечты о шведском автомобиле, но, как ни странно, за 4 года совместной работы в SKF будущие отцы-основатели Volvo так и не поделились друг с другом сокровенными идеями.<BR>В 1920 году инженер Густав Ларсон уезжает из Гетеборга, где располагался центральный офис SKF, в Стокгольм. Рождение Volvo откладывается на целых 5 лет.<BR><BR><B>Роковые раки</B><BR>В середине лета 1924 года Ассар Габриэльсон решил отправиться из Гетеборга в столицу. Зачем он это сделал - историки так и не смогли выяснить. По одной из версий, 32-летний Ассар просто навещал родительский дом и между делом зашел перекусить в Urban's кафе.<BR>В то же самое время в дверях стокгольмской точки общепита оказался Густав Ларсон, заглянувший в кафе купить коробку шоколада.<BR>Бывшие коллеги узнали друг друга. Преуспевающий директор по продажам Ассар Габриэльсон так обрадовался, увидев своего коллегу, что сразу поведал Густаву о своей большой автомобильной мечте. Историческая встреча №1 состоялась. Правда, Ларсон опаздывал на поезд и подробно поговорить они не успели. Менеджер и инженер договорились встретиться на днях, но самого дня так и не назначили.<BR>Видимо, союз двух шведов был предопределен: следующая случайная встреча произошла всего через 10 дней. Ключевую роль сыграло вновь учреждение общественного питания - стокгольмский ресторан Sturenof.<BR>25 июля 1924 года Ассар посетил этот ресторанчик, чтобы откушать излюбленное блюдо - раков. Туда же заглянул и Густав Ларсон.<BR>Габриэльсон не теряя времени зазвал инженера за свой столик, и они вместе уничтожили целую гору раков.<BR>Как утверждает история, за все время трапезы Густав и Ассар не сказали друг другу ни слова. Лишь после того как все раки перекочевали в желудки едоков, менеджер и инженер приступили к обсуждению проекта шведского автомобиля. Союз был заключен.<BR>Историческая трапеза происходила в день, обозначенный в шведском календаре как день Якова (Jakob). Первый автомобиль Ларсона и Густава, появившийся через 3 с небольшим года, также получил имя Jakob.<BR><BR><B>Железный Марс</B><BR>В середине 1920-х послевоенная депрессия в экономике Швеции начала ослабевать. Патриотичная идея шведского автомобиля оказалась более чем своевременной.<BR>Несмотря на это двум партнерам так и не удалось найти инвесторов для своего проекта. В результате пробную партию - 10 машин Ассар выпускает в 1926 году на собственные сбережения - SEK150 тысяч.<BR>Первый серийный автомобиль выкатился (по-латыни volvo означает "я качусь") из ворот завода 14 апреля 1927 года. Модель OV4 Jacob имела откидной верх и кузов, рама которого была сделана из бука и ясеня.<BR>Все сооружение было установлено на 20-дюймовые "артиллерийские" колеса со спицами из дерева. Крейсерская скорость первенца Volvo составляла 60 км/ч. Знаменитый фирменный знак Volvo - символ Марса (он же символ железа: новый автомобиль, по идее основателей, должен был способствовать славе шведской тяжелой промышленности) присутствовал уже на самых первых машинах. Знак прикрепляли к решетке радиатора наипростейшим способом... с помощью стальной диагональной полосы.