00:0027 декабря 199900:00
15просмотров
00:0027 декабря 1999
verar@delo.spb.ru
<BR><BR>verar@delo.spb.ru<BR>Сегодня появились менеджеры, которым нравится подводить управленческие итоги года уходящего и обсуждать тенденции управления года предстоящего.<BR>Многие привыкли встречаться на конференции по управлению, которую уже в пятый раз проводит в Петербурге исследовательско-консультационная фирма "Альт". "Итоги и прогноз - это уже традиция, - рассказывает директор фирмы Ирина Смолко, которой и принадлежала идея специальных управленческих конференций. - Ведь еще когда мы формулируем название конференции (а оно каждый год разное), мы и итог подводим, и тенденции выявляем с некоторым опережением".<BR>Технология такова: каждый реально работающий на проектах консультант "Альта" обязан сформулировать основные управленческие проблемы, с которыми он столкнулся на протяжении своей работы со времени последней конференции. Затем коллективный разум компании выводит то общее, что есть в предложенных формулировках.<BR>Конференция 1999 года называлась "Управление в России: от защиты к захвату". Ирина Смолко говорит: "Я очень рада, что мы и на сей раз угадали с темой. Оно, конечно, немного эпатажное, и, предлагая его, мы понимали, что интерпретации будут разными".<BR>"Темы последних лет соответствуют реальным тенденциям, - подтверждает Лариса Воеводина, директор по экономике и финансам ЗАО "Первомайская Заря". - Еще важно, что эти конференции в конце года становятся установочными на следующий год".<BR>Конференция 1998 года называлась "Как предприятия становятся компаниями". "Тогда, - продолжает Ирина Смолко, - именно эта тема была для отечественных предприятий актуальной - ведь подавляющее их большинство не являлось компаниями в полном смысле этого слова, они представляли собой преимущественно просто производственные площадки. Понимали это многие, но все равно тема звучала как смелый прогноз. А в этом году мы уже встретились с предприятиями, которые не просто становятся компаниями, а серьезно готовятся к захвату лидирующих позиций на рынке".<BR><BR>Прогноз-2000<BR>Основные тенденции, намеченные выступлениями участников конференции, Ирина Смолко обозначает так: "Предприятия научились - хорошо ли, плохо ли, но научились - продвигать себя и продавать свою продукцию. Разучились делать другое - производить. Значит, в году предстоящем управленцы обратят внимание на производственные процессы. Есть и проблема технологий, например перехода с массового поточного производства на малые серии.<BR>Второе: предприятия стали планировать на долгосрочную перспективу. Практически все выступавшие рассказывали о планах своих предприятий. "Стратегическое планирование должно быть всегда, - уверен Виктор Амиров, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО "Мельничный комбинат "Предпортовый". - И если считать, что тенденцией наступающего года становится нормальная работа предприятий, то я с этим согласен. Мы составили стратегический план на этот год по инициативе банка - одного из наших партнеров; план на 2000 год сделали уже по собственной инициативе".<BR>Ирина Смолко уверена, что у отечественных предприятий - огромный потенциал в создании нового: "Нам нужно разрабатывать новые бизнес-технологии, в частности технологии управления инновационными процессами, и это тоже одна из намечающихся тенденций".<BR>"То, что происходило с бизнесом в России, носило защитный характер, - говорит Илья Хаит, директор по развитию ОАО "Уральские машиностроительные заводы". - Мы думали, что должны делать как "они" и все время догонять. Однако настоящая конкурентоспособность - это создание нового! Производство раньше было определенным образом занормировано. Последние же 10 лет внимания нормативной базе практически не уделялось, и она сейчас - в большом отрыве от реальности. Мы узнаем об "узких" местах, только когда упираемся в них в процессе производства. Таким образом, производители оказались сегодня перед необходимостью создания производственных нормативов. Мы стоим на пороге технологической реструктуризации. Одной из отличительных ее черт будет существенное увеличение расходов на научные разработки. Актуальна сегодня и проблема активного поиска квалифицированного инженерного и производственного персонала".<BR>"Я согласна с тем, что первоочередная задача 2000 года - техническое переоснащение, - продолжает Лариса Воеводина. - Последние 5 лет мы действительно в основном вкладывали средства в раскрутку торговой марки, разработку продукции и в сбытовую сеть - ведь в условиях ограниченных ресурсов всегда приходится выбирать, на что их направлять прежде всего. И, видимо, у тех предприятий, которые продолжают работать, ушло примерно одинаковое время на продвижение своей продукции. Сегодня мы обратили внимание на переоснащение производства, на технологические усовершенствования - хотим, например, приобрести программные продукты, позволяющие ускорить процесс конструирования одежды. На конференции многие говорили о процессе разработки продукции и о соответствии мировому уровню качества. Если мы не учтем интересы потребителя, при росте благосостояния он снова начнет приобретать импортные товары. На нашем предприятии всегда были пятилетние планы. Другое дело, что в 1993-1997 годах они практически не выполнялись".<BR><BR><B>Вечный прогноз</B><BR>Есть управленческие темы, кочующие с одной конференции на другую. "Многие участники конференции возвращаются к тому, что волнует и нас, - утверждает Лариса Воеводина, - в частности, продолжают оставаться актуальными вопросы, связанные с бюджетированием". Виктор Амиров в своем выступлении на конференции рассказывал о системе управления финансами: "К бюджетированию мы перешли в конце 1997 года, и я согласен с тем, что это один из основных элементов управления. Важно, что мы включаем в это понятие бюджет не только финансовый, но и связанный с сырьем, с товаром - то есть с тем, чем нужно управлять".<BR>"На будущий год уже есть несколько тем, - рассуждает Илья Хаит. - Например, воспитание профессиональных собственников; выстраивание взаимоотношений и распределение полномочий между собственниками и менеджерами. Кроме того, вновь может стать актуальной тема глобализации бизнеса".