Высшая школа слаба отсутствием практики

Проблема отцов и детей в области высшего образования переходит в конфликт преподавателей и студентов. Учебные заведения, как правило, консервативны, и в этом одна из их сильных сторон - приверженность традиции. Студенты живут в реальном мире и хотели бы н

<BR>Проблема отцов и детей в области высшего образования переходит в конфликт преподавателей и студентов. Учебные заведения, как правило, консервативны, и в этом одна из их сильных сторон - приверженность традиции. Студенты живут в реальном мире и хотели бы не только получить диплом об образовании, но и окунуться с головой "во взрослую жизнь". Любые рамки и жесткие требования вызывают протест молодых людей. Тем более что подчас вуз становится первым шагом во взрослую жизнь и студенту хочется жить по своим правилам, а не по инструкциям извне. Кроме того, бедой, а не виной многих вузов остается плохое финансирование, благодаря которому многие талантливые и молодые преподаватели вынуждены уйти, чтобы "зарабатывать на хлеб". <BR>Проблем у вузов много, одна из существенных - отсутствие программ по организации практики и стажировки студентов. Этот аспект позволяет подкрепить теоретические знания практическими навыками, которые будут востребованы после окончания вуза в первую очередь. Как известно, теория без практики мертва. Кроме того, побывав в шкуре сотрудника предприятия, студент будет более трезво оценивать окружающую среду, в том числе и в вузе. Помочь высшей школе в решении этой проблемы следовало бы и предприятиям. Пока фирм, которые берут на стажировку студентов с целью подготовить для себя кадровый резерв, очень немного. Хотя кадровая проблема существует практически на любом предприятии. Особенно актуальна она для оставшихся с советских времен крупных заводов. С одной стороны, студенты и выпускники уверены в том, что эти предприятия предлагают только малооплачиваемую работу, и неохотно рассматривают заводы в качестве потенциального работодателя. С другой стороны, предприятия боятся слишком высоких запросов молодых. И хотя руководители предприятий понимают, что без решения этой проблемы у фирмы нет будущего, решается она очень медленно. <BR>Споры о том, какое образование должно быть, существовали всегда. Есть вузы, которые ставят во главу угла практику, тренинги и стажировку, другие предпочитают традиционные лекционные занятия. Тем не менее без практики и стажировок не обойтись. В противном случае выпускник вуза столкнется с серьезными проблемами при своем первом трудоустройстве. Сегодня работодатель сначала смотрит на опыт работы, а только потом на образование и диплом. <BR>Нельзя сказать, что предприятия совсем не уделяют этой проблеме внимания. По словам директора центра информации Завода турбинных лопаток Сергея Евстратова, его завод привлекает студентов для написания дипломов не только по инженерным, но и по другим направлениям - паблик рилейшнз, психология. Вероятно, подобную работу пытаются вести и другие предприятия. Однако сказать, что она поставлена на предприятиях на системную основу, нельзя.<BR>Отдельная тема - общественные проекты, где студенты могли бы приложить свои усилия. Они существуют, но эту информацию крайне сложно получить.<BR>Возможно, отсутствие информации - тот барьер, который необходимо преодолеть в первую очередь. И опять же сделать это можно усилиями самих студентов, использовав, например, идею молодежного бизнес-клуба по созданию учебных компаний.<BR><BR>Мария Терентьева, выпускница психологического факультета СПбГУ:<BR>"Как у нас построено обучение. В студентов пихают знания, пихают теории. Но при обучении психологии надо хотя бы научиться видеть те вещи, о которых идет речь, еще лучше это понимать. А студенту, у которого голова заполнения разными концепциями, потом очень трудно научиться это воспринимать. Не хватает практики. Это ключевой момент. А что касается знаний, то могу привести пример. На экзаменах, которые у нас сдают, двойки или тройки ставят только в очень редких случаях. Подавляющее большинство - пятерки, если человек получил четверку, то это уже считается плохо. При таком уровне требований трудно ожидать усвоения знаний.<BR>Хотелось бы изменить атмосферу на факультете. Потому что от того, имеет ли студент возможность проявлять свою инициативу, свои желания, зависит успешность его обучения. А сегодня получается так, что самостоятельные действия студентов наталкиваются на сопротивление со стороны администрации факультета, некоторых преподавателей. Если даже впрямую не запрещают чем-то заниматься, то отсылают по инстанциям до тех пор, пока инициатива не пропадет сама.<BR>Например, когда я училась на факультете, студенты и аспиранты создали психологический театр. На эти занятия приходили студенты с разных факультетов университета. Там сложилась экспериментальная творческая среда, у студентов психфака была возможность практиковаться. Театр со временем породил студенческую лабораторию. <BR>Но с каждым разом попытки развивать эти идеи натыкались на противодействия со стороны администрации факультета. С появлением студенческой лаборатории администрация попыталась приставить к нам одного из преподавателей. Руководитель сразу стал навязывать свое представление, как должны проходить эти занятия, ставить жесткие рамки. Естественно, что студентам это не понравилось. Тогда у нас просто отобрали помещение, сославшись на жалобу вахтера".<BR><BR>Наталья Гончарова, студентка шестого курса психологического факультета СПбГУ:<BR>"На мой взгляд, главная проблема в вузах - это отношения между студентами и преподавателями. Эти отношения должны измениться. Администрация вуза, преподаватели должны по крайней мере уважать в студенте человека, личность, видеть в нем будущего представителя научного сообщества, у которого есть свои идеи, мысли. Более того, преподаватели должны всячески поощрять инициативу студентов, помогать в реализации этих идей. А сегодня происходит все наоборот.<BR>Конечно, есть преподаватели, которые интересуются мнением студентов, заинтересованы в сотрудничестве. В противоположность этому некоторые представители администрации позволяют себе давить на студентов, даже бывали случаи хамства.<BR>Это приводит к тому, что у студентов исчезает желание учиться, заниматься наукой. Им приходится искать возможность проявлять себя за пределами стен университета.<BR>Есть еще одна проблема - отсутствие информации. Даже преподаватели не всегда знают, кто какой научной темой занимается. <BR>Когда приходит время писать курсовые работы, не говоря уже о дипломе, очень трудно найти научного руководителя по интересующей теме.<BR>Программа обучения определяется составом преподавателей. Чтобы поставить новый курс, на факультете должен быть преподаватель, способный его прочитать. <BR>На нашем курсе благодаря тому, что мы долго возмущались расписанием, в этом году появилось несколько интересных новых курсов, более современных и адекватных сегодняшним требованиям. Если бы студенты не возмущались, то все бы так и осталось.<BR>Факультет не может предоставить возможность студентам практиковаться. В итоге полученные за 5 лет знания недостаточны для того, чтобы после окончания вуза студент стал профессионалом".<BR><BR>Михаил Провоторов, студент пятого курса исторического факультета СПбГУ:<BR>"На истфаке прежде всего нужно сделать ремонт. Потому что среда во многом формирует отношения людей и желание учиться". Иногда складывается ощущение, что факультет - это маленький мирок, который отгородился от всего происходящего стеной и варится в собственном соку. Причем он очень ригиден. Факультет закрывает глаза на происходящие перемены. Эта атмосфера закрытости, замкнутости идет во вред и студентам, и самому факультету. Хотя, конечно, сегодня история - мало финансируемая наука, и это накладывает свой отпечаток. <BR>Но все зависит от человека. Если студент хочет получить знания, он их получит. Тот багаж знаний, который можно получить, посещая лекции, достаточен, чтобы работать в школе преподавателем истории. Чтобы работать профессионально, безусловно, необходимо самообразование. Сегодня есть лекции, на которых самому преподавателю смертельно скучно от того материала, который он читает. Это мертвые знания".<BR><BR>Мария Злыдникова, студентка третьего курса психолого-педагогического факультета РГПУ им. Герцена:<BR>"Самая главная проблема - очень мало практики. Ее почти нет. За 3 года один раз была практика в школе - и все.<BR>Кроме того, мне не нравится, что у нас массовое обучение. Не хватает индивидуального подхода. Хотя весь курс - около 100 человек - разбит на группы и подгруппы, в основном мы слушаем лекции всем курсом. Поэтому получается, что преподаватель не знает, что интересует студентов, студенты не знают, какому преподавателю можно задать интересующий вопрос.<BR>Я еще только на третьем курсе, но уже возникло ощущение, что ряд прочитанных курсов включен в программу для галочки или по традиции. Это знания, которые легли мертвым грузом и вряд ли когда-нибудь будут востребованы. <BR>Университет - педагогический, и в названии факультета присутствует это слово. Масса предметов педагогической направленности. При этом преподаватели нам говорят: вы будущие практические психологи и будете работать с клиентами. То есть нас не ориентируют на школу, но очень много педагогических курсов. Тем более что сейчас в школу никто и не хочет идти работать".<BR><BR>Николай Поликарпов, президент общественной организации Молодежный бизнес-клуб:<BR>"Мы придумали способ, как дать возможность студентам получить практику во время обучения. Потому что сегодня после окончания вуза молодой человек ничего не умеет, хотя и предъявляет высокие запросы. Под эгидой Молодежного бизнес-клуба уже созданы две учебные компании, где работают только студенты. Мы предоставляем им юридический адрес, учим азам бизнеса.<BR>Как создается учебная компания? Сначала набирается команда, среди которой распределяются функции директора, бухгалтера, менеджера по персоналу и так далее. Совет менеджеров выступает в качестве собственников учебной компании. Они выбирают сферу деятельности, пишут бизнес- план. Первая цель - выйти на стартовый капитал.<BR>Мы стараемся, чтобы учебные компании работали в сфере общественной деятельности. Первая компания сегодня работает при фонде "Возрождение", вторая - при областной библиотеке.<BR>В результате мы хотим, чтобы через несколько лет работы учебной компании она превращалась в реальный бизнес, который бы приносил доход и устойчиво работал.<BR>А студент после окончания вуза мог похвастать не только полученными теоретическими знаниями, но и опытом реальной работы в выбранной сфере и должности.<BR>Мы сейчас прорабатываем массу проектов и готовы предложить возможность поработать студентам любых специальностей. Главное, чтобы у них было желание добиваться цели, а не только требовать зарплату".