00:0015 декабря 199900:00
10просмотров
00:0015 декабря 1999
zhelvitsky@delo.spb.ru
<BR><BR>zhelvitsky@delo.spb.ru<BR>Неудовлетворенный спрос на одежду только по Петербургу оценивается в $400-500 млн. <BR>Дефицит, конечно, уже не проявляется в виде длинных очередей, торговли из-под прилавка и спекулянтов, снующих среди толпы покупателей. Просто покупатель ищет и не может найти в магазинах и на рынках определенные виды одежды. <BR>При этом неудовлетворенным является именно платежеспособный спрос. Это значит, что отечественные швейные предприятия и магазины недополучают огромные деньги, при том что объем ежегодных продаж одежды в России оценивается в $4-5 млрд.<BR><BR><B>Голым никто не ходит</B><BR> Не хватает качественной модной и стильной одежды. <BR>Дырки имеются почти во всех сегментах рынка. Страдают от дефицита прежде всего мужчины Северной столицы. Для них на рынке качественной одежды нет почти ничего, кроме костюмов и курток "ФОСП". Для удовлетворения спроса даже по этим видам товаров модельный ряд этой фабрики очень невелик. С этим утверждением в той или иной степени согласились почти все торговцы и производители, опрошенные корреспондентом "ДП". <BR>Не интересуют торговлю люди со средним уровнем доходов. В магазинах висит одежда либо очень дешевая, или в несколько раз дороже (зачастую без аналогичной разницы в качестве товара). <BR>Скуден выбор для маленьких и крупных женщин. Они нуждаются не только в больших и малых размерах, но и в специфическом стиле одеяния. Обделены модной одеждой тинэйджеры.<BR>Согласно опросу петербуржцев по поводу их удовлетворенности товарами и услугами, проведенному Стокгольмской школой экономики, торговля одеждой находится на последнем месте. Рассчитанный индекс удовлетворенности равен 57. В Швеции он на 5 пунктов выше. Следует учесть, что в этой скандинавской стране по сравнению с другими европейскими странами одежда очень дорогая и выбор ее не слишком широк. Согласно исследованию, жители региона более всего недовольны покупками одежды на рынках. Однако по индексу приверженности толкучки занимают 1-е место. Люди ими недовольны, но все равно им приходится приобретать предметы туалета на развалах, так как там все дешевле. Это означает, что при лучшей работе магазинов или в случае повышения благосостояния горожан рынки сразу же потеряют значительную часть своих покупателей.<BR>Специального исследования с целью определения потенциала петербургского рынка не проводилось. Резервы для расширения продаж можно определить лишь очень приблизительно. По словам Людмилы Мургулец, административного директора Стокгольмской школы экономики в Петербурге, российские потребители тратят на одежду в несколько раз меньшую долю своего дохода, чем жители развитых государств. Следовательно, для достижения западных стандартов рынок должен расшириться также в несколько раз. Возможно, часть денег не тратится на одежду из-за того, что горожане сами не знают, чего хотят. А на самом деле в магазинах имеются товары, которые им могли бы понравиться. <BR><BR><B>Чтобы сидело и носилось</B><BR>Пустующие ниши могла бы заполнить отечественная легкая промышленность. Однако этот процесс идет очень медленно. Объем реализации швейных предприятий России на отечественном рынке увеличился в 1999 году примерно на 10%. Учитывая резервы и объемы импорта, который занимает половину рынка одежды, подобный рост почти ничего не меняет. <BR>Предприятия жалуются на нехватку оборотных средств и инвестиций в производство. Однако недостаток денег - не единственная проблема швейников. Больше всего им не хватает профессиональных дизайнеров, способных создавать модную одежду. <BR>"Я невысокого мнения о нашей швейной промышленности. У нас нет традиций создания качественной одежды. В мире только две страны, которые действительно могут ее создавать. Это - Италия и Франция. Российские модельеры делают легкий плагиат и устанавливают на свои творения цены, сопоставимые с ценами раскрученных зарубежных мастеров. Это не обосновано. Пройдет еще много лет, прежде чем у нас появятся признанные в мире модельеры", - высказал свою точку зрения Марк Диновец, владелец бутика Milano.<BR>"Раньше главное требование к одежде заключалось в том, чтобы сидело и носилось долго. Эта культура создания моделей одежды искореняется очень медленно", - сказала Людмила Мургулец. <BR><BR><B>Слишком просто</B><BR>Причиной дефицита является также непрофессионализм торговцев. Розничная и оптовая торговля до сих пор построена на принципе "подешевле купить - подороже продать". За рубежом закупается товар, который уже вышел из моды или не продается в более благополучных странах. Торговля плохо знает, что ищет покупатель. А если она не угадывает запросы посетителей, то отсутствие реализации целиком сваливает на низкую платежеспособность населения. <BR>Представители торговли не согласны с такой точкой зрения. Заместитель директора по рекламе сети магазинов Nice Нина Викторова на обращение корреспондента "ДП" ответила: "Какой еще дефицит одежды? Мы не заинтересованы говорить с вами на эту тему".<BR>"В какой-то мере дефицит всегда есть. В отдельных группах одежды. Но это не очень большая проблема для петербургского рынка. Старые модели, не пользующиеся спросом за рубежом, не покупаем. Все универмаги города приезжают 2 раза в год на выставку в Дюссельдорф. Там выставляются модели будущего сезона. Изучаем потребности наших посетителей. Делаем опросы, раздаем анкеты, заполняем журналы продаж", - отрицает обвинения в адрес торговли начальник коммерческого отдела универмага "Нарвский" Нона Богданова.<BR><BR><B>Разновидность монополии</B><BR>Конечно, профессионалы по закупке одежды, хотя бы в небольшом количестве, в Петербурге имеются. Однако недостаточное внимание торговли к нуждам посетителей слишком очевидно. Безусловно, что-то за 10 лет изменилось. Теперь клиента не посылают с порога и подальше. <BR>В конце тысячелетия в петербургских магазинах уже немало продавцов, которые стараются подобрать или навязать товар покупателю из того, что имеется. Однако торговцы крайне редко интересуются, что для него можно было бы закупить. <BR>Конкуренция - еще не очень сильный двигатель прогресса в торговле. Общая культура в этой сфере служит в данном случае аналогом монопольного сговора. Почти все действуют одинаково непрофессионально. <BR>Слабость российских дизайнеров, несмотря на единичные примеры удачных моделей, также очевидна. Поэтому наличие огромных резервов для расширения рынка одежды сомнений не вызывает. Для талантливых специалистов и организаторов имеются большие возможности для зарабатывания денег.