Правительство чистит рынок от помощи

Правительство РФ утвердило новый порядок оказания России гуманитарной помощи.

<BR><BR>Правительство РФ утвердило новый порядок оказания России гуманитарной помощи. <BR>Решение о подтверждении принадлежности товаров к гуманитарной помощи уполномочена принимать специальная комиссия при Правительстве России. Фактически оно утвердило правила запрета на продажу поступающей в Россию гуманитарной помощи. <BR>Согласно Постановлению Правительства РФ №1335 от 4.12.99, под гуманитарной помощью понимается безвозмездная медицинская и социальная помощь малообеспеченным, социально незащищенным и пострадавшим от стихийных бедствий и чрезвычайных положений людям.<BR>Не могут относиться к гуманитарной помощи подакцизные товары, мясо и мясопродукты, полуфабрикаты, мясной и рыбный фарш, мясо механической обвалки.<BR>Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, импортируемых в РФ в качестве гуманитарной помощи, не распространяются на товары, ввозимые в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), предусматривающими оплату этих товаров российскими юридическими и физическими лицами.<BR><BR><B>Реальные люди</B><BR>Президент Ассоциации поставщиков мяса и мясопродуктов Александр Семенов описал нынешнюю ситуацию на мясном рынке. "Гуманитарная помощь изменила ситуацию на 100%, - рассказывает он. - После сентября традиционные покупатели стали отказываться от наших поставщиков. Мороженное гуманитарное мясо хоть и хуже, зато дешевле". В результате, по оценке Александра Семенова, под удар поставлен уже устоявшийся рынок. Причем речь идет не только о поставщиках, но и о производителях, транспортниках, таможне, ветеринарной службе, банках. Например, рынок риса в России оценивается примерно в 225 тыс. тонн в год, из которых 50 тыс. идет по линии гуманитарной помощи, а 100 тыс. - товарного кредита. <BR>Специалисты одного из крупнейших поставщиков риса на петербургский рынок - ООО "Компания "Ангстрем Трейдинг" считают, что новое постановление Правительства России не должно оказать заметное воздействие на рынок зернопродуктов. "Это постановление, по всей видимости, не меняет порядок работы с крупнейшими партиями продовольствия, поступающего в Россию из ЕС по линии гуманитарной помощи. Дело в том, что гуманитарная помощь ЕС регламентируется отдельными специальными постановлениями", - сообщил вице-президент "Ангстрема" Виктор Козырев. - При этом сама идея постановления правильная - коммерческая реализация гуманитарной помощи недопустима".<BR><BR><B>Рынок ждет</B><BR>Чиновники администрации Петербурга пока избегают разговора о продлении льгот по поставкам гуманитарной помощи в виде товарного кредита по межправительственным соглашениям. По данным администрации Петербурга, подобных поставок в адрес Петербурга за последние 2 года не производилось, за исключением поставки в Петербург и Ленобласть сельхозпродукции в рамках соглашения Правительства РФ и США от 23.12.98 (срок действия соглашения заканчивается 31.12.99). <BR>Будет ли срок действия продлен - пока неизвестно. Если соглашение не будет пролонгировано, то значительная доля рынка мясопродуктов и зерновых освободится для российских производителей (см. "ДП" №127/99).<BR><BR><B>Контроль затруднен</B><BR>"Сегодня в Петербурге 20-30% от гуманитарных поставок составляют продукты питания, 30-40% - медикаменты, остальное - это одежда и крайне небольшой процент оборудования", - считает заместитель директора ГУ "Центр международных гуманитарных связей" (центр осуществляет контроль за целевым использованием гуманитарных грузов, поступающих в Петербург) Александр Яковлев. - Мы давно ждали подобного постановления Правительства. Оно регламентирует оказание гуманитарной помощи Российской Федерации, включая ее получение, выдачу удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров и услуг к гуманитарной помощи, таможенное оформление, учет, хранение, распределение и контроль за целевым использованием".<BR>В настоящее время основной объем направляемых в Петербург гуманитарных грузов адресован конкретным получателям - юридическим лицам, которые распоряжаются ими единолично по своим планам и программам. В Петербурге около 700 юридических лиц хотя бы однажды получали гуманитарную помощь.<BR>Анализ дальнейшей судьбы гуманитарных поставок крайне затруднен. Организация-получатель может быть зарегистрирована на территории одного района Петербурга, фактически находиться в другом, а действовать на территории третьего. В 1999 году правоохранительными и контрольными органами было проведено 11 совместных проверок и возбуждено семь уголовных дел по признакам нецелевого использования гуманитарной помощи. Ни одно дело до суда пока так и не дошло. <BR>Оперативные работники одной из петербургских таможен признали, что факты предоставления товарных кредитов под видом гуманитарной помощи имеют место быть. Причем чем крупнее фирма грузополучатель и чем ближе она к властным структурам, тем наглее контрабандисты и объемнее поставки. <BR>Причина популярности маскировки товара под гуманитарную помощь проста - грузы, направляемые в РФ в качестве гуманитарной помощи, освобождаются от уплаты сборов за таможенное оформление, ввозных таможенных пошлин и НДС (около 40% от условной стоимости груза).<BR> <BR>По данным администрации Петербурга, в среднем в год в город поступает гуманитарных грузов на условную сумму $3 млн. В 1998 г. - $3,3 млн, а за 8 месяцев 1999 г. - $2,7 млн.