00:0029 ноября 199900:00
36просмотров
00:0029 ноября 1999
Нововведения в менеджменте, принятые в иностранных компаниях, рано или поздно приходят в российские фирмы.
<BR>Нововведения в менеджменте, принятые в иностранных компаниях, рано или поздно приходят в российские фирмы.<BR>Чтобы попытка внедрения не оказалась негативной, разумно заранее познакомиться с некоторыми новинками. Елена Андреева, начальник управления маркетинга ЗАО "Ленстрой-инвест-менеджмент", в рамках программы Центра гражданских инициатив посетила ряд американских предприятий, изучая опыт управления финансовыми потоками.<BR>"Американцы показывали управление финансами в самых невероятных областях. Например, в клинике для животных. Это частная некоммерческая организация, которая имеет право заниматься коммерческой деятельностью, причем имеет льготы по налогообложению.<BR>В Америке нет понятия "черная бухгалтерия", у них есть консалтинг по законному уходу от налогов. Существуют квалифицированные специалисты-консультанты, которые прямо говорят, что не боятся встречи с налоговой полицией, потому что умнее и лучше знают законодательство", - рассказывает Елена Андреева.<BR><BR><B>Вложения в образование</B><BR>В США существуют разнообразные кредитные схемы и способы обеспечения кредитов. В качестве примера обеспечения образования Елена Андреева привела Бизнес-колледж Фишера при Университете штата Огайо, который получил солидный кредит под гарантию завещания Макса Фишера, что после его смерти определенный процент капитала пойдет на покрытие этого кредита. Сейчас Фишеру 90 лет, он жив и здоров.<BR>Особое внимание уделяется трудоустройству студентов по окончании бизнес-школы, так как это, по мнению руководства Бизнес-школы, повышает престижность обучения, что с течением времени позволит повысить плату за обучение. <BR>Для трудоустройства организовывают масштабные встречи выпускников и работодателей примерно 4 раза в год. Каждому работодателю предоставляют помещение, где он встречается со студентами и выпускниками. Таким образом, студенты находят практику, выпускники - работу.<BR><BR><B>Построение бизнеса</B><BR>Для российских предприятий актуален пример организации производства с минимальным объемом привлекаемого капитала. "На момент образования в 1987 г. компания Drypers Corp. взяла в лизинг производственное оборудование, с возможностью последующей замены на более современное. Здания для размещения производственного оборудования были арендованы. В настоящее время Drypers Corp. не использует заемные средства - финансирование новых проектов происходит за счет собственных средств корпорации на конкурсной основе. <BR>Зачастую производители выпускают продукцию под товарной маркой торговых сетей. Это называется выпуском продукции под "частной" торговой маркой. Например, компания Drypers Corp. производит 80% объема разовых пеленок под своей торговой маркой, 20% - под "частными" торговыми марками. В США менеджер заинтересован продать больше товара, даже со значительной скидкой. Для фирмы важна не абсолютная прибыль, а присутствие на рынке. Это дает возможность диктовать условия при работе с поставщиком. Менеджер получает годовой бонус, если демонстрирует прирост объема продаж. Рост объемов работает на имидж фирмы, на ее будущее", - рассказывает Елена Андреева.<BR><BR><B>Жесткий план</B><BR>По роду занятий Елену Андрееву интересовали холдинги. Отношения материнских компаний и дочерних производственных структур. "У нас больше самостоятельности и свободы у дочерних фирм, в США такое просто немыслимо. Объемы производства и закупок сырья жестко определяет управляющая компания. Производственный план корпорации - это святыня. В нем закладывается все - и увеличение производительности, и снижение затрат.<BR>Головная компания дает рекомендации, даже жесткий план по объему производства, по необходимому уровню качества. Все в текущем нормальном рабочем режиме, причем контроль осуществляется на базе жесткой сиюминутной информации, которая снимается постоянно, - замечает Елена Андреева. - Не нужно никаких трудовых подвигов, резкого увеличения производительности труда. Нужно ровно столько и конкретное время - ни больше ни меньше. General Motors имеет 13 заводов в США и один в Канаде. Налицо географическая удаленность. Поэтому для слаженности производства необходимо четко и строго придерживаться установленного плана. Менеджер 1 раз в год получает бонус за строгое выполнение плана".<BR><BR><B>Тайн нет</B><BR>Менеджеры фирм даже не подчеркивали, что открыты, а просто не скрывали никакой финансовой информации. Производственные предприятия охотно давали посмотреть и скопировать любые формы финансовой отчетности. В США в принципе ничего не скрывают. Если тебе есть что скрывать, значит, тебе нельзя доверять как партнеру по бизнесу. <BR>"Как маркетолог я была удивлена, что там работают телефонные опросы. Можно задать 25 вопросов по телефону, и большинство терпеливо будет отвечать, - поражается Елена Андреева. - У нас возвращают анкеты 10%, а иногда 3-4%, у них - порядка 70%.<BR>На основании маркетинговых опросов они принимают управленческие решения вплоть до найма или увольнения сотрудников. У нас, куда ни кинь, везде коммерческая тайна. А ведь, чтобы строить планы, нужно понимать, что вокруг тебя делается".(Б.М.)