00:0026 ноября 199900:00
14просмотров
00:0026 ноября 1999
Петербургские производители обретают уверенность в собственных силах: на рынке строительных материалов по основному ассортименту изделий отечественная продукция активно теснит зарубежных конкурентов.
<BR><BR>Петербургские производители обретают уверенность в собственных силах: на рынке строительных материалов по основному ассортименту изделий отечественная продукция активно теснит зарубежных конкурентов.<BR>Кризис 1998 года позволил российским производителям вернуть себе позиции, сданные было западным поставщикам. Ситуация, граничащая с абсурдом, когда все строительные материалы, вплоть до песка, завозились из-за рубежа, отошла в прошлое. Перспективы постепенной стабилизации макроэкономической ситуации в стране дают возможность отдельным промышленным предприятиям модернизировать собственное производство. Отойдя от финансовых спекуляций, банки и инвестиционные компании обратились к поиску стратегических партнеров, способных в короткое время окупить вложения значительных средств. С этой точки зрения индустрия стройматериалов оказалась выгодным сектором экономики. Перед производителями строительных материалов встают реальные перспективы получения доступных инвестиционных ресурсов. <BR><BR><B>Возможности</B><BR>По мнению большинства экспертов, довольно высокой остается потенциальная емкость жилищного строительства - основного на сегодняшний день потребителя строительных и отделочных материалов. Научившись привлекать и эффективно использовать инвестиции частных инвесторов, петербургские строители увеличивают объемы возводимого жилья. Потребность в недорогих, но качественных стройматериалах подталкивает их вкладывать собственные средства в модернизацию старых либо в создание новых заводов по производству кирпича, железобетона, отделочных материалов. Сегодня формируются крупные промышленно-строительные группы, имеющие довольно жесткую вертикальную структуру. Они объединяют в единой цепочке все этапы строительного производства - от добычи глины и производства кирпича до эксплуатации построенных зданий. По всей вероятности, интеграция промышленности и строительства будет активно развиваться, поскольку подобные организационные структуры дают мощный толчок к развитию индустрии стройматериалов.<BR>Нельзя сказать, что зарубежные промышленники полностью отказались отстаивать собственные интересы на петербургском рынке строительных материалов. Поскольку отечественные производители все еще не в состоянии производить высокотехнологичные материалы в необходимых рынку объемах, то этот сегмент не выпадает из поля зрения иностранных компаний. Однако по основной номенклатуре строительных изделий зарубежные многопрофильные компании проводят энергичную политику "замещения продукта технологией". Она заключается в продвижении на российский рынок импортных технологических линий, машин, оборудования, комплектующих вместо кирпича, металлопластиковых дверей и окон, досок и других строительных материалов. <BR>Признавая перспективную выгодность подобной стратегии, зарубежные фирмы намерены и в будущем углублять сотрудничество с петербургскими заводами, работающими на строительный рынок. Безусловно, подобное развитие ситуации ставит российских строителей в опосредованную зависимость от зарубежных технологий, но вместе с тем стимулирует российских инженеров к освоению и применению собственных импортозамещающих разработок.<BR><BR><B>Ассортимент</B><BR>Около 50% возводимого в городе жилья приходится на кирпичное строительство, чуть менее 40% составляют панельные и монолитные дома, остальное - объекты реконструкции. По всей вероятности, подобное соотношение сохранится и в ближайшем будущем. <BR>Соответственно, резкого изменения в предпочтениях строителей (например, отказа от кирпича в пользу железобетона либо наоборот) не произойдет. Потребность в песке, цементе, кирпиче, товарном бетоне, металлической арматуре будет изменяться в прямой пропорции от общих объемов жилищного строительства. <BR>У промышленно-гражданского строительства перспективы менее радужные. <BR>Крупные проекты, предполагаемые к строительству в регионе (порты, кольцевые дороги и т.п.), способные востребовать существенные объемы основных строительных материалов (гравия, песка, цемента, арматуры), в ближайшем будущем не имеют стабильных гарантий финансирования. А следовательно, у заводов-изготовителей нет четкого стимула к увеличению собственного производственного потенциала. <BR>В более выгодной ситуации окажутся с 2000 года производители теплоизоляционных материалов. Ужесточение требований СНиПов, касающихся теплопроводности ограждающих конструкций, породит дополнительный спрос на их продукцию. <BR>К сожалению, в сфере капитальной реконструкции старого фонда инвестиционная ситуация остается менее благоприятной, чем в новом строительстве. Соответственно, производителям строительно-отделочных материалов не приходится рассчитывать на резкое увеличение емкости данного рынка. <BR>Вместе с тем потребности в отделочных материалах, предназначенных для косметического ремонта жилья и офисных помещений, будут продолжать расти. <BR>Петербургские фирмы довольно быстро освоили зарубежное оборудование по выпуску гипсокартона и сухих строительных смесей и успешно конкурируют с зарубежными поставщиками. По данному ассортименту российские производители в состоянии полностью доминировать на рынке. <BR>Однако среди изделий, применяемых для качественной лицевой отделки помещений, основную долю продолжает занимать импорт. Ярко выраженных тенденций по уменьшению его доли при осуществлении евроремонта не предвидится.<BR>Еще одним динамично развивающимся направлением продолжает оставаться производство металлопластиковых дверей и окон. Несмотря на не утихающие дискуссии относительно потребительских свойств стеклопакетов, массовый потребитель все чаще отдает предпочтение данному виду остекления.