Клацающие зубы множат ряды едоков

Однообразное путешествие петербуржца по обычно-грязной улице прервалось после взгляда, брошенного им на витрину кафе: за стеклом сидела зеленомордая собака. Она вертела хвостом и клацала огромными зубами.

<BR>Однообразное путешествие петербуржца по обычно-грязной улице прервалось после взгляда, брошенного им на витрину кафе: за стеклом сидела зеленомордая собака. Она вертела хвостом и клацала огромными зубами.<BR>После полуминутного наблюдения за поступательными движениями собачьих челюстей прохожий потянул на себя дверь заведения и таким образом трансформировался в посетителя.<BR>"Приключения" только начинались: за входной дверью располагался "портье", цвет лица которого совпадал с колером свежей зелени. "Портье" ожил и призывно застучал зубами, торчащими из напомаженного рта: "Здравствуйте! Уходя, не забудьте оставить чаевые!"<BR>В соответствии с научной терминологией, и собака, и человек-маска являются кинематическими игрушками. А если по сути - зазывалами.<BR><BR><B>Кинематический отец</B><BR>Большинство "живущих" на территории Петербурга кинематических созданий сделал Виктор Григорьев (в свободное от кинематики время он выполняет обязанности главного художника учебного театра Петербургской академии театрального искусства).<BR>Миссию своих творений он сформулировал так: "Главная задача витрины - заставить человека остановиться и начать разглядывать, что в ней. Если это произойдет - вероятность того, что человек зайдет в заведение, значительно повышается".<BR><BR><B>Движение - деньги</B><BR>"В оформлении витрины все работает на образ, а в конечном счете - и на деньги. Психология же человека устроена так, что он реагирует прежде всего на движение - таковы сохранившиеся у нас со "звериных" времен инстинкты", - говорит Виктор Григорьев. Именно в этом, по его мнению, состоит привлекательность кинематических игрушек.<BR>Расследование "ДП" не позволило установить, когда вышеупомянутые инстинкты стали эксплуатироваться с целью стимулирования покупательского спроса. Но на настоящий момент симбиоз рекламы и кукольного театра вовсю используется на Западе - как в оформлении торговых витрин, так и в создании индустрии развлечений. Главный пример - Диснейленд.<BR>"Что бы ни делал человек, чем бы ни занимался - он всегда играет. Поэтому любая игра, любое действо привлекает внимание - неважно, на сцене оно или за стеклом на улице. Зрители и покупатели - это одни и те же люди", - развивает мысль Виктор Григорьев. Между прочим, директор кафе, заказавший Григорьеву кинетические игрушки, по образованию театральный режиссер.<BR><BR><B>Штаны из мюслей</B><BR>В противовес дизайнерам, использующим в оформлении витрин новейшие технологии, Виктор Григорьев при создании своих "подопечных" предпочитает обходиться подручными средствами.<BR>Так, одна из его первых кинетических игрушек, призванных привлекать внимание прохожих, - кокетливо машущий ручкой Карлсон изготавливался с примененением... съедобных материалов. "Помимо электромоторчиков и пенопласта я использовал опилки, манку и мюсли. Например, шуба Карлсона - это пенопласт, присыпанный мюслями. Штаны тоже из мюслей: этот материал дает прекрасную фактуру", - живописует Виктор Григорьев.<BR>Данные материалы требуют длительной и трудоемкой обработки. Так, "портье" (кстати, он говорит голосом хозяина кафе) делали в течение 2 месяцев 15 человек. <BR>Умение соединить творческое воображение с прозаичной механикой пришло к Виктору Григорьеву в результате длительного общения с отечественной автомобильной техникой. "Я многим обязан своей первой машине - "Запорожцу", который научился (вынужденно) разбирать и собирать на скорость, как автомат Калашникова на уроках начальной военной подготовки", - поведал создатель.<BR><BR><B>Побили куклу</B><BR>"Конечно, игрушки привлекают посетителей и увеличивают их количество. Иногда клиенты реагируют слишком бурно. Вчера вот побили нашего "портье", а вообще посетители, будучи навеселе, часто пытаются поговорить с ним "за жизнь", - говорит директор кафе "Кокобанго", попросивший не указывать его имени.<BR>Но пока витрины "с движением" в Петербурге можно пересчитать по пальцам: городские предприниматели предпочитают привлекать клиентов другими методами. "Кинематические игрушки довольно дороги и быстро ломаются", - назвал одну из причин "витринной гиподинамии" директор кафе.<BR>Кроме того, игрушки часто становятся жертвой собственной популярности. Так, шляпа "портье" однажды исчезла в клиентском потоке, а руку, призванную тянуться к посетителям за чаевыми, волевым движением переломил сам художник - "чтоб совсем не отломали".(О.К.)