НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ "ДП" ОТВЕЧАЕТ ВЛАДИМИР ТАРАСОВ

Что делать с сотрудником, который нормально справляется со своими обязанностями, но при этом негативно влияет на общую дружескую атмосферу в коллективе?

<BR>Что делать с сотрудником, который нормально справляется со своими обязанностями, но при этом негативно влияет на общую дружескую атмосферу в коллективе?<BR><B>Борис Петров, Петербург</B><BR><BR>Сначала нужно оценить ситуацию: насколько целесообразно было бы сохранять такого сотрудника, если ничего не меняется. При оценке надо взвесить самые различные факторы, включая затраты на управление данным работником и его вклад в имидж фирмы, в имидж руководителя и в общую работоспособность коллектива.<BR>Если баланс окажется в пользу работника, то надо принять внутреннюю позицию на его сохранение, и лишь тогда, со всей деликатностью, попытаться исправить положение.<BR>Если же баланс не в его пользу, необходимо войти в состояние внутренней готовности расстаться с работником в том случае, если положение не удастся исправить. <BR>Без недвусмысленного внутреннего состояния руководителя попытки исправления работника и ситуации вокруг него окажутся противоречивыми, непоследовательными и закончатся непредсказуемым или нежеланным результатом.<BR>Теперь о самих попытках. Они могут носить различный характер:<BR>- Технический. Сюда относятся перестановка мебели, пересадка сотрудников, увеличение пространства, установка дополнительных технических средств, звукоизоляция и пр. Несколько десятков лет назад социальный психолог Морено прекратил драки в доме для трудновоспитуемых девушек тем, что рассчитал и предписал для них оптимальную рассадку за столами в столовой.<BR>- Экономический. Сюда относятся различные системы заработной платы и стимулирования, построенные по принципу "посажены в одну лодку", т.е. простраивается сильный общий материальный или моральный интерес.<BR>- Правовой. Сюда относятся различные правила, ограничивающие так или иначе поведение сотрудников. Например, ограничение курения, чаепитий, громких разговоров, ненормативной лексики, формы одежды, опозданий, уточнение материальной и административной ответственности.<BR>- Психологический. Сюда относятся усилия по созданию психологической неприемлемости недружественного поведения. Например, исподволь устанавливается порядок, при котором данный работник периодически вынужден обращаться с просьбами к своим коллегам. Или создается ситуация, при которой он и его коллеги посещают семьи друг друга, знакомятся с домашними, с физическими и социальными условиями проживания. Наконец, существует целый ряд специальных психологических тренингов, включая и такой, как проводимые мною "Управленческие поединки", после которых сплоченность коллектива резко возрастает.<BR>- Этический. Сюда относится принятие внутрифирменного кодекса поведения, увещевания, мировоззренческие, экологические, религиозные и благотворительные акции, проповеди и нравоучительные беседы, пропаганда положительных героев, личный стиль и пример общения первого руководителя.<BR> - Эстетический. Сюда относятся различные усилия по "облагораживанию" экстерьера и интерьера зданий и помещений, выбор специальных дизайнерских решений, повышенные требования к чистоте и аккуратности, к порядку на рабочих местах и корректному оформлению документации. Словом, создание такой эстетической среды, в которой "скандалы и грубый голос неуместны". <BR>- И, наконец, силовой. Сюда относится предложение работнику написать заявление по собственному желанию, которым руководитель пообещает непременно воспользоваться, если работник не изменит поведение.