00:0018 октября 199900:00
6просмотров
00:0018 октября 1999
mazo@delo.spb.ru
<BR><BR>mazo@delo.spb.ru<BR>Развитие отношений бизнеса и аудита, которое сегодня зашло в некоторый тупик, возможно, пойдет по пути большего сближения.<BR>Российские предприниматели, ведущие свой бизнес в условиях нестабильности не только политической, но и экономической, вынуждены отходить от стандартных западных менеджерских решений. Для успешного развития бизнеса приходится ориентироваться и в маркетинге, и в финансовых потоках, и в законодательстве.<BR>"Грамотный аудитор, получивший полную информацию о фирме, может по результатам аудиторской проверки сделать выводы о дальнейшем развитии предприятия. Анализ финансовых показателей позволяет делать определенные прогнозы о стратегическом планировании, а не только утилитарный вывод, насколько грамотно бухгалтеры рассчитались с бюджетом, - говорит аудитор Наталья Исакова. - Пока аудиту навязаны примитивные функции: правильно ли сотрудники заплатили налоги по результатам хозяйственной деятельности.<BR>Большинство менеджеров не представляют, какие рекомендации может выдать аудитор по рентабельности предприятия, об уровне развития или стагнации. Но это сопутствующие аудиту услуги".<BR><BR><B>Белое и черное</B><BR>Когда в официальную бухгалтерскую отчетность интегрируются данные черной, можно делать выводы о возможном развитии бизнеса в целом.<BR>"Российские бизнесмены - очень талантливые люди. На Западе условия более мягкие, там легко развиваться. Благоприятный государственный климат для ведения любого бизнеса. Если российский предприниматель сам создал, сам продумал, сам привел к успеху свое дело, он знает все ходы и выходы, знает - как, что и когда делать. И было бы смешно даже предположить, что такой человек обратится к аудитору за советом, как ему вести свою хозяйственную деятельность.<BR>Однако условия, в которых работают предприниматели в нашей стране, мобилизуют на объединение усилий и бизнесменов, и менеджеров, и аудиторов. Руководители компаний начнут прислушиваться к грамотным аудиторам, больше доверять информации и результатам анализа. Аудиторы сойдут с накатанной дорожки, расширят спектр своих услуг, подучатся методам ведения бизнеса. Возможно, так и будет. Завтра это не осуществится, но тенденции просматриваются. По крайней мере, такие стремления есть с двух сторон - у наиболее продвинутых аудиторов и бизнесменов", - утверждает Наталья Исакова.<BR><BR><B>Традиции и стиль</B><BR>Сегодня аудит испытывает трудности: из крепкого, стоящего на ногах бизнеса он превратился в просителя с протянутой рукой. Предложения значительно опережают спрос.<BR>"Даже западные фирмы, точнее, представительства аудиторских компаний "большой шестерки", испытывают трудности. Уклад российской экономики значительно отличается от западной, методы ведения бизнеса не похожи на принятые в капиталистическом мире. У западного аудитора есть набор тщательно разработанных методик для проверки финансовой деятельности компаний. Существует стиль, традиции проверок, свое законодательство, регламентирующее, как необходимо проверять; примерно понятно, какого они должны достигнуть результата.<BR>Западный аудит ориентирован на проверку тех показателей хозяйственной деятельности, которые предназначены для внешних пользователей. Акционеров, собственников. Западное общество - открытое. Отчет Coca Cola публикуется. Раз все пьют Coca Cola, значит, все имеют право читать финансовый отчет компании.<BR>Ну какие у нас внешние пользователи? Практически никаких - одна коммерческая тайна. Единственный пользователь - налоговая инспекция. Специфика российского аудита - проверка правильности налогообложения. Западные компании проверяют бухгалтерскую отчетность в плане соответствия ее для предоставления внешним пользователям, а уже потом для налоговой инспекции. Российский аудит направлен именно на то, чтобы налоговая инспекция при проверке не вскрыла каких-либо финансовых нарушений", - рассказывает Наталья Исакова.<BR><BR><B>Сторонний взгляд</B><BR>Даже преуспевающему менеджеру иногда нужно взглянуть другими глазами на бизнес, которым он управляет. И акционеров интересует, почему происходит остановка развития некогда преуспевающего дела. В такой ситуации собственнику может помочь сторонний взгляд аудитора.<BR>Правда, иногда наемный менеджер начинает противопоставлять себя основным владельцам, тогда уже не до внешнего аудита. Да, наверно, никто и не возьмется, это опасно для здоровья, а иногда и для жизни.<BR>"Нормальный собственник все рычаги управления держит в своих руках и дает команды, как и на что расходовать средства, знает обо всех совершаемых сделках.<BR>Внешний аудитор сталкивается только с белой бухгалтерией. Сложилась такая практика, что аудитор - как семейный врач. Ему доверяют самое сокровенное, даже черную бухгалтерию. Спрашивают, как провести ту или иную сделку, чтобы документально она была оформлена без нарушения закона. Грамотный аудитор умеет подсказать, как правильно заключить договор. Советы консультанта - только советы. Возможно ли совет воплотить в жизнь - сложность для менеджеров предприятия. Это от аудитора не зависит.<BR>У нас сейчас очень много обучающих аудиторскому мастерству. Это стало просто. Плодится огромное количество специалистов, которые имеют аттестат, но пока не имеют ни достаточных знаний, ни опыта. Вообще, - считает Наталья Исакова, - аудитор - это призвание, научиться аудиторскому мастерству невозможно, это дар Божий, он либо есть, либо нет".