Тучи сгущаются над трубопроводом

Разгоревшийся скандал вокруг смещения Дмитрия Савельева с поста президента акционерной компании "Транснефть" может затормозить начало реализации проекта "Балтийская трубопроводная система" (БТС). Точнее, торможение уже началось.

<BR><BR>Разгоревшийся скандал вокруг смещения Дмитрия Савельева с поста президента акционерной компании "Транснефть" может затормозить начало реализации проекта "Балтийская трубопроводная система" (БТС). Точнее, торможение уже началось.<BR><BR>С приходом 31-летнего Дмитрия Савельева к власти естественной монополии контролирующей транспортировку нефти во всей России проект БТС начал приобретать некие реальные формы. <BR>По мнению многих аналитиков в центральных СМИ, реализация этого проекта могла послужить подтверждением состоятельности Савельева, как топ-менеджера одной из крупнейших российских компаний.<BR>Перед скандалом Савельев неоднократно заявлял, что непосредственная реализация проекта начнется уже в октябре этого года. Около месяца назад в Ленобласти было зарегистрировано ОАО "БТС". Придуманный Савельевым целевой тариф на прокачку экспортной нефти позволил аккумулировать "Транснефти" за 4 месяца около $40 млн для начала строительства.<BR><BR><B>Прцесс заморозки в действии</B><BR>В процессе скандала Владимир Станев, заместитель министра РФ топлива и энергетики, сделал недвусмысленное заявление - начало строительства БТС откладывается. Причина, по его мнению, заключается в недостаточной готовности ТЭО проекта.<BR>В прошедшую пятницу была распространена информация о том, что компании "ЛУКойл" и "Тюменская нефтяная компания" обратились в суд с исками о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 30 апреля 1999 года, которым вводился упомянутый выше "савельевский" тариф. На определенные размышления наводит и кандидатура нового "генерала" "Транснефти" Семена Вайнштока, до этого возглавлявшего ЗАО "ЛУКойл Западная Сибирь". До сих пор он не сделал никаких официальных заявлений по поводу судьбы БТС, хотя в геополитическом плане этот проект является одним из важнейших для государства. Сейчас все СМИ в один голос заявляют о "лукойловском" следе в этой рокировке.<BR>Во-первых, "ЛУКойл" вложил огромные средства в экспортный порт в Вентспилсе (Латвия). В этом году экспорт российской нефти через это порт увеличился на 10%. <BR>Хотя, пишет газета "Версия", это наносит России колоссальный ущерб, так как стоимость латвийского транзита - $7,5 за тонну заметно превосходит, к примеру, украинский тариф - $5. По этому поводу рижская газета "Панорама Латвии" предположила, что за такой откровенный лоббизм при изменении ситуации в России Виктору Калюжному, министру РФ топлива и энергетики и одному из инициаторов смещения Савельева, будет немедленно предоставлено латвийское гражданство.<BR>По оценкам команды Савельева, строительство 1-го этапа БТС должно было бы завершиться в 2000 году. При его реализации у России бы появилось новое экспортное направление мощностью 12 млн тонн нефти в год. В газете "Бизнес&Балтия" руководство Вентспилсского порта называло БТС реальным конкурентом.<BR>Во-вторых, у "ЛУКойла" и Дмитрия Савельева разные политические взгляды. "ЛУКойл" поддерживает блок "Отечество" - "Вся Россия", а Савельев, занял свой пост благодаря своему другу, тогда еще председателю Правительства Российской Федерации, Сергею Кириенко ("Правое дело").