Реклама в образовании: из абитуриентов в академики за один год

Агрессивная реклама в сфере образования появилась в последние годы и коснулась прежде всего негосударственных учебных заведений.

<BR><BR>Агрессивная реклама в сфере образования появилась в последние годы и коснулась прежде всего негосударственных учебных заведений.<BR>Рекламные объявления предлагают дипломы ведущих госу дарственных вузов, высшее образование за 1-2 года, гарантируют поступление в любой престижный институт. Встревоженному абитуриенту трудно разобраться в потоке предложений на рынке образовательных услуг. Кажется, что можно научиться одновременно дешево, качественно и без особого труда, тем более что диплом у всех одинаковый - фабрики "Гознак".<BR><BR><B>Отложенная реакция</B><BR>Конкуренция на ненасыщенном рынке подтолкнула и государственные вузы на открытие новых факультетов, специальностей, кафедр. Появилась реклама и у факультетов, которые предлагают платное образование. Правда, иногда предложение маститого вуза с хорошим прошлым настораживает. Академия гражданской авиации приглашает на юридический факультет или Политехнический университет предлагает банковскую специальность.<BR>Реакция на рекламу испорченного продукта наступает сразу. Реакция на некачественное образование запаздывает на несколько лет. Обманутый абитуриент не получает ни знаний, ни диплома. Дискредитируется сама идея негосударственного образования. Начинается противопоставление вузов государственных и негосударственных, хотя проблемы есть у всех.<BR>Существуют общественные организации "Совет ректоров", "Общество потребителей образовательных услуг", но полномочия Министерством образования не делегированы. Само министерство утверждает, что вузы, не получившие лицензии, в сфере юрисдикции министерства не находятся. Их за незаконную коммерческую деятельность должна карать налоговая полиция.<BR><BR><B>Контроль</B><BR>Руководитель Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ТУ МАП) Олег Коломийченко считает вопрос недобросовестной рекламы в сфере образовательных услуг сложным, требующим детальной проработки. Три отдела - контроля за соблюдением законодательства в рекламной деятельности, защиты прав потребителей и недобросовестной конкуренции - готовят свою оценку сложившейся ситуации. <BR>Начальник отдела контроля за соблюдением законодательства в рекламной деятельности Наталья Плошкина считает, что, по предварительным данным, можно говорить о признаках нарушения законов о рекламе и образовании несколькими институтами. Но пока окончательные выводы не сделаны. Больше всего Наталью Плошкину волнует, когда вузы обещают диплом государственного образца по новым специальностям, по которым не получено свидетельство о государственной аккредитации. "В лучшем случае, вузы могут выдавать дипломы установленного образца. Бывают такие случаи, когда, обещая государственный диплом по специальности "менеджмент", вуз после обучения менеджменту выдавал диплом по специальности "инженер-исследователь".<BR><BR><B>Нет различия</B><BR>Руководитель Общественного совета по рекламе Сергей Пилатов не припомнил каких-либо официальных обращений в совет от потребителей, а без внешней инициативы совет не предпринимает никаких действий. "Было только одно возражение, когда Гуманитарный университет назвал себя лидером на рынке образовательных услуг, но оно не имело формального продолжения", - рассказал Сергей Пилатов.<BR>Гарей Чумарин, руководитель петербургского отделения Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей образовательных услуг, полагает, что нездоровая конкурентная борьба со стороны государственных вузов приводит к появлению документов и распоряжений, дискриминирующих права студентов вузов негосударственных. "Впрочем, если нарушаются права студентов любых вузов, мы будем отстаивать их интересы. Если студента негосударственного вуза не примут на работу из-за того, что у него якобы диплом негосударственного образца, мы встанем на его защиту в суде. В законе нет различия между дипломами государственного и негосударственного образца".<BR><BR><B>Жесткая конкуренция</B><BR>Юрий Пароходов, заведующий кафедрой выставочного бизнеса Международного банковского института, убежден, что проблема порождена рынком, который подошел к своему пределу. "Полностью исчерпано имеющееся количество абитуриентов, конкуренция становится жесткой. Приток иногородних и иностранных потенциальных абитуриентов резко упал".<BR>"Чисто административными путями проблему недобросовестной рекламы не решить, - продолжает Юрий Пароходов. - Общественные структуры могут справиться с этой проблемой, но только при содействии Министерства образования. Есть фонды, есть общества, готовые защищать права потребителей образовательных услуг, хотя явные нарушения Закона о рекламе должна останавливать налоговая инспекция".<BR><BR><B>Чрезмерная стратегия</B><BR>Виктор Вениаминов, ректор Международного банковского института, признает, что некоторые вузы, независимо от форм собственности, сознательно идут на нарушения. <BR>"При отсутствии лицензии объявляется набор, при отсутствии аккредитации гарантируются диплом государственного образца и отсрочка от армии, что противозаконно. Последнее время стало очень модным предлагать школьникам 10-х, 11-х классов параллельное обучение в институте и в школе. А при получении аттестата о среднем образовании бывшим школярам гарантируется поступление на 2-й курс. Начало многообещающее, которое льстит детскому самолюбию, а результат печален. Самый грандиозный рекламный проект, который не вызывает доверия прежде всего своей чрезмерностью, - открытие Смольного университета. Университет объявляет прием одновременно в четыре "академии": "мировой геополитики", "национальной экономики", "стратегической безопасности", "права и социальных отношений", и в каждой академии - по нескольку институтов и даже "высших институтов". Кстати, в законодательных актах нет такого понятия. Перечень специальностей занимает газетную полосу. На вопрос, какой диплом выдают, отвечают: "Диплом фабрики "Гознак", - улыбается Виктор Вениаминов.<BR>По словам Натальи Плошкиной, в представленных на рассмотрение в ТУ МАП документах Смольного университета утверждается, что студента информируют об отсутствии у вуза аккредитации. <BR><BR><B>Обещания проверь</B><BR>Студент и его родители имеют право знать все подробности о вузе - это прописано законом. Когда заключается договор между институтом и студентом, институт обязан ознакомить с уставом и свидетельствами об аккредитации.<BR>Существует форма экстерната, когда можно учиться в неаккредитованном вузе и получать диплом уже в аккредитованном вузе, сдавая дополнительные экзамены.<BR>Наталья Плошкина отметила, что по 12 вузам Петербурга уже замечены явные нарушения. Как правило, эти "вузы" снимают вечером свободные классы в школе, приглашают свободных преподавателей, без научной и лабораторной базы, укомплектованных библиотек, системы. Они обещают лекции ведущих специалистов страны и мира, готовят по самым престижным и громко звучащим специальностям.<BR>mazo delo.spb.ru