Рынок нуждается в идеологическом менеджменте

Стандартные с точки зрения западного менеджера функции директора по персоналу в российской реальности приобретают особые черты.

<BR><BR>Стандартные с точки зрения западного менеджера функции директора по персоналу в российской реальности приобретают особые черты.<BR>Частная проблема одной фирмы вырастает в общегосударственную. Для создания нормальных межличностных отношений в небольшом коллективе необходимо решать идеологическую задачу, которая на уровне страны не решена. Игорь Лященко, учредитель ООО "Петрооблснаб "Девяткино", считает, что все благие намерения упираются в отсутствие у современного человека уверенности в завтрашнем дне, в его невостребованность социумом.<BR>"Любое цивилизованное государство всеми доступными средствами - со страниц газет, с экранов телевизоров и кинотеатров говорит: парень, все будет хорошо. Все образуется. Впереди светлый путь. Ты нужен не только своей семье, но и стране. В России все наоборот: человеку внушают, что ни у него, ни у страны нет будущего. И когда он вечером после работы входит в загаженное парадное, ему ничего не хочется делать конструктивного".<BR><BR><B>За проходной</B><BR>Исправить внутри фирмы ситуацию страны, по мнению Игоря Лященко, призван директор по персоналу, который создаст особый микроклимат и наладит отношения в коллективе. Прописные истины менеджмента подробно описаны, только воплотить их в реальность по силам лишь очень талантливым людям. Здесь мало психологического образования, нужно еще обладать даром любви к другому человеку. Именно такого менеджера по персоналу Игорь Лященко ищет уже полгода и не может найти.<BR>"На уровне страны задача решаема, но нужно лет 50. Я хочу, чтобы решили ее внутри одной моей компании. Система отношений в коллективе, где все неравны, строится на очень четком балансе "кнута" и "пряника". Во всем мире работает реальный "пряник" - высокая зарплата, которая перекрывает потребительскую корзину. У нас пряник мнимый - не дотягивает до прожиточного минимума, но такая ситуация сложилась. Переиначить ее можно только на макроуровне.<BR>Менеджер по персоналу, которого я вижу в идеале, должен создать условия отбора к нам в фирму. Входной билет в качественную компанию стоит дорого. И каждый член команды - от грузчика до управленца - обязан это понимать. Да, человека придется заставлять делать какие-то необходимые вещи. Ему они могут даже не нравиться, но они не должны озлоблять. Даже за профессиональной улыбкой, которой учат консультанты по продажам, не спрятать истинной классовой ненависти.<BR>Директору по персоналу, которого я вижу даже партнером, нужно за конкретный срок создать в коллективе свой микроклимат, чтобы был виден путь, по которому через 2-3 года рядовой сотрудник выйдет на достойный уровень жизни. Создать такие условия, чтобы каждый работник поверил в будущее - свое и компании. Это непросто, но выполнимо", - считает Игорь Лященко. <BR><BR><B>Функция государства</B><BR>Очень часто функцию формирования команды, на которую можно опереться в будущем, выполняет собственник. Развитие фирмы доходит до определенного уровня и начинает буксовать. Игорь Лященко уверен, что эта ситуация типична для большинства фирм первого призыва.<BR>"Решать эту задачу нужно менеджерскими построениями. На данном этапе, когда рынок огромен, когда конкуренция по сравнению с западной минимальна, задача любой работающей компании - создать нормальные условия внутренней жизни.<BR>Причем, так как рынок бедный, нельзя платить сумасшедшие зарплаты. Рабочий, создающий или продающий товар, должен получать примерно столько же, сколько и человек, который покупает эту продукцию. Может, в успешной фирме лучше платить на 15-20% больше, чем в среднем по отрасли. Смысл в том, чтобы сделать упор на идеологии, на взаимоотношениях людей. И поскольку государство сегодня эту функцию не выполняет, менеджер по персоналу должен взять ее на себя", - говорит Игорь Лященко.<BR><BR><B>Уникальная ситуация</B><BR>"Предприниматели, которые выстроят нормальные человеческие отношения в компаниях, нормальные технологические процедуры, могут построить национальные корпорации. У нас богатая страна: есть руда, оборудование, технологии, деньги, головы.<BR>Я совершенно точно понимаю, что, если я дальше буду заниматься управлением своей компанией, я упущу слой, который сегодня открылся. А это уникальный слой, такое бывает только на очень серьезных переломах. Время легких денег закончилось, и его больше не будет. Либо ты преуспеешь в менеджерском сегменте, либо проиграешь.<BR>Сегодня не нужны менеджеры, которые говорят: делай, как я сказал. Делай, как я, - это главный принцип. Я хочу построить компанию на разделении управления и контроля и собственности. Я, как владелец бизнеса, вывел его на определенный уровень. Чтобы так же эффективно двигаться вперед, мне нужна команда, на которую я могу опереться. Менеджер по персоналу должен быть профессионально выше меня, он же не несет той ответственности, которую я несу как владелец. <BR>Как предприниматель, я понимаю, что огромное количество сегментов рынка нуждается в идеологическом менеджменте. Зарплатой этого не сделаешь", - убежден Игорь Лященко.