Полиграфическую рекламу потеснила упаковка

Рынок полиграфических услуг Петербурга стал качественнее и дешевле. По-прежнему не хватает только разнообразия.

<BR><BR>Рынок полиграфических услуг Петербурга стал качественнее и дешевле. По-прежнему не хватает только разнообразия. <BR>Когда-то студентам факультета журналистики на кафедре спецпропаганды демонстрировались артиллерийские установки времен второй мировой войны с самораскрывающимися снарядами, из которых на территории противника должны были, по мысли военных конструкторов, вываливаться многочисленные призывающие к капитуляции листовки или иные пропагандистские материалы. При всей кажущейся устарелости "артиллерийского" подхода сам смысл "бомбардировки" любого информационного рынка собственными рекламными материалами не только не устарел, но и получил новое развитие. Сегодня практически каждая уважающая себя фирма выпускает цветные буклеты о своих услугах и "разбрасывает" их среди потенциальных клиентов и конкурентов.<BR>Для проведения локальных рекламных акций не нужны большие тиражи и огромные форматы печатного поля, поэтому рынок "малой полиграфии", получивший свое развитие года три назад, выжил даже в послекризисный период. Небольшие производства, имеющие в своем распоряжении одну-две "двухкрасочные" печатные машины, например, "Любавич", "Моби Дик", "Агат", и сегодня предлагают достаточно низкие цены на печать листовой продукции.<BR><BR><B>Реклама разоряет</B><BR>Тем не менее многие типографии, рассчитывавшие когда-то на рынок рекламы, сегодня либо близки к разорению, либо переориентировались на выпуск тары, упаковки и этикеток. Директор рекламного агентства "Весь мир", активно занимающегося разработками тары и этикеток, Даниил Глушанок объясняет такой интерес типографий к этикеточному производству просто: "Дело в том, что этикетка и тара входят в общую стоимость продукта, который постоянно съедается, выпивается и т.д. Таким образом, печать, например, этикеток для типографии - бизнес, напрямую зависящий от успешности продаж бутылок, на которые эти этикетки наклеиваются. То есть практически - печать денег". Директор типографии "Капли дождя" Игорь Любомиров считает, что "с производителями товаров, нуждающимися в цветных коробочках, работать проще и надежнее". С ним солидарен и генеральный директор ЗАО "СПб Образцовая типография" Алексей Филатов: "Выпуск тары и упаковки - более стабильный бизнес, чем печать буклетов", и, по его словам, те типографии, которые не смогли организовать работу с этикеткой и упаковкой, сегодня вряд ли набирают заказов хотя бы на одну смену. Несмотря на кажущуюся стабильность, традиционные этикетки постепенно вытесняет "самоклейка". Вот как комментирует ситуацию заместитель генерального директора ЗАО "Итрако" (фирма - поставщик оборудования для флексографической печати) Сергей Пиязнов: "Самоклеящиеся этикетки все больше и больше вытесняют с рынка обычные бумажные. Это связано с тем, что они очень функциональны и технологичны. При скорости их нанесения до 15-20 тысяч штук в час можно обеспечить такое качество и точность приклеи-вания, которого невозможно достигнуть при использовании обычных этикеток. Кроме того, самоклеящиеся этикетки хорошо наносятся на любую упаковку и дают возможность подобрать однородные по составу материалы для этикетки и упаковки, что значительно облегчает процесс утилизации. В странах Западной Европы, по оценкам некоторых экспертов, более 45-50% от всех выпускаемых этикеток составляют самоклеящиеся, большая часть которых печатается на флексографском оборудовании. Ежегодное увеличение производства самоклеящихся этикеток составляет 5-15% в разных странах". Похоже, этикеточников-традиционалистов ждет новый виток конкуренции.<BR><BR>Кто защитит интересы заказчика?<BR>По мнению директора дизайн-студии ARS-Project Александра Насонова, "в США рекламное агентство или дизайн-студия по определению не должны иметь собственную типографию, чтобы быть прежде всего на стороне клиента и наиболее оптимально выполнить все пожелания заказчика, предоставив максимальный выбор вариантов, а не только использование своих производственных мощностей". Такой же политики придерживается менеджер издательства "Биант" Елена Арбузова, которая уверена: "Чтобы сэкономить деньги заказчика и добиться оптимального качества, при выборе типографии нужно каждый раз исходить из конкретных задач конкретной работы".<BR>Имея в своем распоряжении рынок полиграфических предприятий России и Финляндии, сегодня издательства, имеющие приличный объем заказов, получают значительные индивидуальные скидки, что невозможно было представить еще лет семь назад, когда директора типографий перед всеми заказчиками "надувались как пузыри" и буквально "выкручивали руки" по ценам.<BR>Сегодня же для профессиональных издателей ситуация изменилась, поскольку уже не издательства, имеющие своих постоянных клиентов, зависят от типографии, а прежде всего типографии заинтересованы в работе с издательствами. Последние, постепенно обновляя оборудование, тем не менее не слишком заботятся о разнообразии услуг.<BR>"К сожалению, отечественные типографии сегодня мало приспособлены для мало-мальски нестандартных работ, - сетует директор рекламного агентства "Весь мир" Даниил Глушанок. - Закупив новейшее оборудование, они абсолютно не думают о периферийных устройствах, поэтому лакировку, сложную брошюровку, вклейки приходится заказывать в Финляндии, что, безусловно, сказывается на цене конечного продукта. Более того, если небольшие тиражи сложной продукции еще могут сделать в Петербурге, то при увеличении тиража, вопреки всякому здравому смыслу, стоимость вырастает во много раз".<BR>Кроме того, для типографий, некогда прилично печатавших, характерна тенденция ухудшения сервиса при расширении производства, поскольку они начинают формально относиться к своим партнерам и вести политику "чистого бизнеса", что также отрицательно сказывается на конечном результате. В этом случае только издательства и агентства, отстаивающие интересы своих "работодателей", могут заставить типографию не халтурить и, если надо, будут днями и ночами стоять рядом с печатающим станком.