Банковские войны

Информационные войны между банками - это продолжение конкурентной борьбы. Любой более-менее крупный банк рано или поздно вторгается в сферу интересов конкурентов. И нередко сталкивается с волной ложных слухов, порочащих его доброе имя. Для банка такие уда

<BR><BR>Информационные войны между банками - это продолжение конкурентной борьбы. Любой более-менее крупный банк рано или поздно вторгается в сферу интересов конкурентов. И нередко сталкивается с волной ложных слухов, порочащих его доброе имя. Для банка такие удары особенно болезненны, поскольку его главная ценность - это клиенты, которых легко напугать. История петербургских банков помнит примеры, когда вкладчики, напуганные слухами, бросались забирать свои деньги и тем самым губили банк раз и навсегда. Получив информационную "оплеуху", банкиры обычно ругают недобросовестных конкурентов и клянутся, что сами никогда не использовали подобных методов. При этом остается неясным, кто именно из конкурентов напал в этот раз. Нападающий в подобных случаях воюет с закрытым забралом. Постепенно банкиры приходят к двум выводам: во-первых, в банковских войнах редко бывают победители. Ущерб терпит все банковское сообщество; во-вторых, лучшей защитой от компромата служит информационная открытость банка. <BR><BR><B>В войне банков проигрывает банковское сообщество</B><BR>Юрий Головин, председатель правления ОАО "Банк "Петровский"<BR><BR>Как правило, информационные войны ведутся с использованием различных изданий, фальшивок, слухов. Поэтому дуэлью их назвать трудно. Скорее, это круговая оборона. <BR>Дуэль возможна тогда, когда совершенно точно известен нападающий. Тогда с ним можно встречаться в суде и однозначно выигрывать дело, так как речь будет идти о недобросовестной конкуренции.<BR>Причиной возникновения информационных войн, как правило, служит желание передела сложившегося рынка: отобрать у конкурента его успешную нишу и использовать ее в своем бизнесе.<BR>Мы пробовали оценить, во что нашим недобросовестным конкурентам обошлась кампания против нашего банка в связи с фальшивками, адресованными пенсионерам. Получилась немаленькая сумма: с учетом печати в типографии, разноски в почтовые ящики, подготовки и рассылки в СМИ пресс-релизов, публикации в ряде изданий заказных статей, попытки облить нас грязью на "Радио России" и на ОРТ. Мы оценили провокацию примерно в 700 тысяч рублей.<BR>Противостоять враждебным действиям банк может только благодаря сложившейся на протяжении долгих лет репутации и открытой информационной политике. <BR>Говорить о себе правду гораздо проще, чем прятаться от придирчивого взгляда общественности.<BR>Провокацией межбанковских конфликтов можно добиться прямо противоположного результата - то есть нанести ущерб не чужой репутации, а своей собственной. Потому что о каком серьезном бизнесе можно говорить, если пытаешься одержать победу путем подковерных игр? И хотя назвать инициатора войны впрямую оказывается затруднительным, тем не менее его легко вычислить. <BR>Кроме того, ведение информационных войн объективно наносит ущерб всему сообществу участников определенного сегмента рынка.<BR><BR><B>"Прозрачный" банк становится неуязвимым</B><BR>Александр Эмдин, председатель правления ОАО "Промышленно-строительный банк"<BR><BR>Не стоит называть информационными войнами происходящее время от времени на страницах СМИ "выяснение отношений" между компаниями. Отдельные попытки представить конкурентов в невыгодном свете, как правило, сводятся к "выбросу" порции искаженной информации, которая дополняется тенденциозными комментариями "заинтересованных" лиц. <BR>Пожалуй, наиболее заметная для нас из таких акций - обсуждение в СМИ в конце прошлого года вопроса о переводе бюджетных счетов из коммерческих банков в Центробанк. Тогда пресса с подачи ряда депутатов Законодательного собрания города многих ввела в заблуждение. При этом максимум внимания уделили нашему банку. Говорили, что "на счетах ПСБ находится 60% денег городского бюджета". На самом же деле за счет клиентов ПСБ формируется около 60% доходов городского бюджета, а доля бюджетных средств в суммарных обязательствах банка составляет 2-3%. В публикациях показатель остатков на бюджетных счетах в ПСБ был просто подменен показателем оборотов по счетам - какая разница неискушенному читателю? Сознательная манипуляция цифрами, целью которой было формирование негативного отношения к конкретным банкам, в конечном счете вызвала очередную волну недоверия к банкам вообще.<BR>На наш взгляд, лучшее противостояние подобным выпадам - политика информационной прозрачности банка и установление доверительных отношений между банком и его клиентами. Тогда информационные уколы практически не оказывают негативного влияния на клиентов, так как о реальном состоянии дел партнера они всегда достаточно осведомлены. <BR>Для клиентов очень важны сегодня надежность банка, его деловая репутация. А они зависят в равной мере как от финансовых показателей, так и от нематериальных активов. Когда речь идет о финансовых показателях, то тут лучшая характеристика состояния банка - аудированная отчетность по международным стандартам бухгалтерского учета. Но репутация - сложный феномен, который складывается и из других составляющих. Среди них - доверие к банку в широком смысле слова, качество услуг, уровень менеджмента. Банк должен ежедневно доказывать безупречность своей репутации делом.<BR>Практика подтверждает, что постоянные контакты, взаимный обмен информацией, разнообразные формы кооперации и сотрудничества с клиентами являются важнейшими составляющими политики банка по сохранению и расширению клиентуры, а также мощнейшим оружием в противостоянии попыткам подмочить репутацию банка.