00:0018 августа 199900:00
23просмотров
00:0018 августа 1999
ЗАО "Транско" удалось доказать в суде, что в отношении лизинговых сделок ФЗ "О лизинге" главнее Таможенного кодекса РФ.
<BR><BR>ЗАО "Транско" удалось доказать в суде, что в отношении лизинговых сделок ФЗ "О лизинге" главнее Таможенного кодекса РФ.<BR>В 1997-1998 годах в адрес ЗАО "Транско" поступили грузовики в режиме временного ввоза. ЗАО приобрело их у шведской компании по договору лизинга. В ноябре-декабре 1998 года фирма не имела возможности уплачивать шведскому партнеру лизинговые платежи, так как ее банковские счета были заблокированы, а грузовики простаивали на таможенном складе. Таможенные платежи от "Транско" тоже не поступали. В феврале 1999 года Санкт-Петербургская таможня составила акт на бесспорное списание со счета ЗАО "Транско" таможенной пошлины, НДС и пеней за эти месяцы на сумму 1.065.249 руб. <BR>Лизингополучатель оспорил действия таможни в суд и выиграл в двух инстанциях. Суд счел несостоятельными доводы таможни о том, что на день принятия таможенных деклараций ФЗ "О лизинге" не был введен в действие.<BR><BR><B>Если у вас нет дохода</B><BR>"Фактически между истцом и шведской фирмой был заключен и исполнялся договор лизинга, Таможенный кодекс (ТК) РФ не устанавливает порядок взимания таможенных пошлин и НДС при режиме временного ввоза для товаров и транспортных средств, приобретенных по лизингу, тогда как ФЗ "О лизинге", вступивший в силу с ноября 1998 года, регламентирует этот порядок и не противоречит п.1 ст. 5 ТК РФ", - говорится в постановлении апелляционной инстанции. <BR>В соответствии с ФЗ "О лизинге", таможенные платежи уплачиваются одновременно с лизинговыми платежами, которые лизингополучатель (ЗАО "Транско") перечисляет лизингодателю (шведской фирме) за владение и пользование предоставленными по договору лизинга грузовиками.<BR>Генеральный директор ЗАО "Транско" Иван Торлюн поясняет: "ФЗ "О лизинге" очень актуален. Особенно для международных перевозчиков, которые, как и мы, приобретают подвижной состав в рамках международного лизинга. В отличие от Таможенного кодекса, он защищает интересы не только таможенных органов, но и бизнеса. Лизингодателю выгодно давать нам машины в лизинг, когда они приносят доход, с которого мы уплачиваем ему лизинговые платежи. А таможня пыталась содрать с нас свои платежи, в то время как оборудование не приносило прибыли. Таким образом, пропадает всякий смысл инвестиционной деятельности".<BR><BR><B>Компромиссы</B><BR>Начальник юридического отдела Санкт-Петербургской таможни Олег Герасимов не согласен: "Мы не против лизинга. Но мы не можем разрешить лизингополучателю платить по собственному графику. Таможенный кодекс строго регламентирует нашу деятельность. Такого таможенного режима, который бы соответствовал договору лизинга, не существует. Нужен законодательный акт, который внесет такой режим в существующий список. Получается, что закон есть, а механизм его реализации отсутствует. Мы просто не можем легализовать пребывание товара на российской территории по той схеме, которую предлагает Закон "О лизинге". <BR>Таможенники предлагают бизнесменам идти на компромисс - либо выпускать товар в свободное обращение, сразу уплатив все платежи, либо использовать режим временного ввоза. <BR>Однако рассчитываться с таможней заранее невыгодно для лизингополучателя, поскольку прибыль от использования лизингового оборудования он еще не заработал. По затратам это мало отличается от обычного импорта.<BR>Для режима временного ввоза Таможенный кодекс строго ограничивает срок - 2 года. Размеры и периодичность уплаты таможенных платежей, оговоренные в Кодексе, тоже не устраивают бизнесменов. <BR><BR>"Закон есть закон"<BR>Подобное решение суда в отношении лизинговой сделки - первое в арбитражной практике. Санкт-Петербургская таможня готовит кассационную жалобу. "Но, даже если суд снова признает наши действия неправомерными, все равно у нас нет механизма, чтобы исполнить его постановление", - утверждает Олег Герасимов.<BR>ЗАО "Транско" намерено стоять на своем. "Мы согласны с тем, что отсутствие инструкций создает трудности для таможенных органов. Но закон есть. И, если у таможни отсутствуют механизмы его исполнения, это не значит, что она может его игнорировать", - считает Иван Торлюн.