Обзор законопроектов, посвященных внешнеэкономической деятельности

Государственная дума РФ готовит ряд изменений законодательства по внешнеэкономической деятельности.

<BR><BR>Государственная дума РФ готовит ряд изменений законодательства по внешнеэкономической деятельности.<BR>Многие из этих законопроектов - так называемый думский "долгий ящик", что, однако, не исключает возможности их рассмотрения в ходе осенней сессии Госдумы. <BR><BR>1. "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <BR>Несмотря на то что законопроект был одобрен Государственной думой в первом чтении, Правительство РФ считает нецелесообразным принятие этого документа, так как он не достигает поставленной цели, а название документа не отвечает его содержанию. В Правительстве считают, что обеспечение экономических интересов России осуществляется не только на внешнем рынке через защиту "от вмешательства третьих государств и их административных органов в торговую, инвестиционную и другую предпринимательскую деятельность граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за рубежом", как это было продекларировано законопроектом, но и на внутреннем рынке. В сущности, вопрос защиты экономических интересов России - это вопрос целостной экономической политики. После совещания, проведенного Комитетом Государственной думы по вопросам геополитики с представителями ряда министерств, было принято решение о подготовке ко второму чтению нового текста законопроекта и переносе его рассмотрения на осеннюю сессию.<BR>2. "Об ограничениях на импорт продуктов питания" <BR>Правительство не рекомендует к принятию указанный закон, поскольку принятие этого документа может вызвать отрицательные социальные последствия. Введение повышающих коэффициентов к действующим ставкам таможенного тарифа на импорт продовольственных товаров неизбежно приведет к существенному росту внутренних цен на наиболее потребляемые продукты питания (мясо, молоко, масло и др.), собственное производство которых пока не обеспечивает потребности внутреннего рынка. Кроме того, данный законопроект устанавливает новый уровень ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары, что противоречит Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе", в соответствии со статьей 3 которого ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством.<BR>Совершенно необоснованным является и предложение разработчиков законопроекта об установлении границы суверенитета и безопасности Российской Федерации в отношении общего годового уровня отечественного производства продуктов питания на уровне не ниже 70% их объема потребления. В проекте закона отсутствуют какие-либо расчеты и обоснования уровня этой границы, она устанавливается единой на всю номенклатуру продовольственных товаров, хотя очевидно, что она должна быть дифференцированной (Письмо Правительства Российской Федерации от 17.05.99 №2229п-П2).<BR>3. "О ратификации Соглашения о создании зоны свободной торговли"<BR>Указанное Соглашение было подписано главами государств СНГ 15 апреля 1994 года, выносилось на ратификацию и не было ратифицировано в 1997 году. Основная причина нератификации Соглашения - отсутствие общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который должны были разработать договаривающиеся стороны. <BR>Советом глав государств СНГ была создана рабочая группа по вопросам формирования зоны свободной торговли, которая детально проанализировала названное Соглашение и подготовила Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. В текст Соглашения включены принципиальные положения, в которых оговариваются условия и процедуры применения в соответствии с принятой международной практикой защитных мер во взаимной торговле в форме количественных ограничений и специальных импортных пошлин, а также положения, обеспечивающие добросовестную конкуренцию и конкретизирующие порядок разрешения споров. В торговых отношениях государств СНГ будет действовать режим свободной торговли, допускающий применение изъятий из этого режима на двусторонней основе, которые будут сокращаться по согласованному графику.<BR>Минторгом России был подготовлен согласованный с заинтересованными ведомствами проект указанного выше Протокола, который одобрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. №352 и подписан главами государств - участников СНГ 2 апреля 1999 г. Поэтому на сей раз Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года будет вынесено на ратификацию вместе с Протоколом о внесении изменений и дополнений.<BR>В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. №352, указанный Протокол следует выносить на ратификацию после согласования на двусторонней основе изъятий из режима свободной торговли между Российской Федерацией и другими государствами - участниками СНГ. По предложению Минторга России (Письмо от 10.06.99 №10-10/3203) законопроект временно снят с рассмотрения до решения вопроса о ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.<BR>4. "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов" <BR>В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1999 г. №ХВ-П7-19091, Минторг России должен был представить согласованный с соответствующими ведомствами проект закона к 1 июля текущего года. Однако в связи с тем, что до настоящего времени не получено заключение от Минюста РФ, в адрес Правительства Российской Федерации было направлено Письмо (№10-09/3575 от 01.07.99) с просьбой о продлении срока исполнения указанного выше поручения до 30 июля 1999 г.<BR>5. "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"<BR>Проект федерального закона устанавливает основы государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях создания условий для обеспечения продовольственной безопасности страны; порядок осуществления защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства; права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации в данной сфере.<BR>6. "О свободных экономических зонах" <BR>В 1997 году Госдумой был принят закон о свободных экономических зонах России, этот документ не получил одобрения Президента РФ. Депутатам был предложен доработанный с учетом замечаний Президента и Правительства РФ текст.<BR>В предлагаемом законопроекте из всего многообразия форм свободных экономических зон остались только зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны с режимами производственного направления и торгового направления. Управление свободными экономическими зонами осуществляется в достаточно жесткой форме администрирования. Свободные экономические зоны в соответствии с этим законом будут развиваться только на основании Федеральной программы. Во всех формах свободных экономических зон не разрешено проживание.<BR>7. "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (об установлении налоговых льгот участникам экспортного производства) <BR>В законопроекте предусматривается освобождение от НДС транспортных услуг по грузам, которые направляются в свободную экономическую зону.<BR>8. "О внесении изменений и дополнений в статью 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (об установлении налоговых льгот участникам экспортного производства)<BR>Законопроект предусматривает освобождение всех участников зон экспортного производства от налога на прибыль в течение 5 лет. По истечении этого срока предприятия освобождаются от налога на прибыль лишь в той части прибыли, которая инвестируется в развитие производственного потенциала в этой зоне.<BR>9. "Об экспортном контроле" <BR>Появление данного законопроекта связано с необходимостью восполнить существующие пробелы законодательства, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и наиболее опасных видов оружия, а также при создании обычных вооружений и военной техники.<BR>В федеральном Законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" не были оформлены правовые и организационные основы функционирования системы экспортного контроля, принципы государственной политики в указанной области и механизмы ее реализации, права и обязанности органов государственной власти и субъектов внешнеэкономической деятельности. Кроме того, Закон "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" не распространяется на такие виды внешнеэкономической деятельности, как производственная кооперация, передача материалов, оборудования, другие виды внешнеторговой деятельности некоммерческого характера.<BR>10. "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части вывоза наличной иностранной валюты) <BR>Закон устанавливает максимальный размер единовременного вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты: для физических лиц - резидентов РФ - сумма, эквивалентная 5 тысячам долларов США, для физических лиц - нерезидентов - сумма не должна превышать размер ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию валюты.