00:0021 июля 199900:00
15просмотров
00:0021 июля 1999
За массивными дверьми библиотек, музеев и театров скрывается не только национальное культурное достояние России.
<BR><BR>За массивными дверьми библиотек, музеев и театров скрывается не только национальное культурное достояние России. <BR>Здесь таятся огромные возможности зарабатывания денег, за счет которых можно не только накормить полуголодных сотрудников, но и получать приличную прибыль. Причем для этого не нужно отдавать фойе и танцзалы под вещевые ярмарки, а кабинеты сотрудников сдавать в аренду коммерческим фирмам.<BR>Вполне профильный бизнес можно построить в любом учреждении культуры, если этим будут заниматься профессиональные менеджеры. <BR><BR><B>Исходные условия</B><BR>Ведущие музеи, парки, библиотеки и театры в большинстве случаев имеют прекрасное расположение. Льготы по аренде, налогам и прочим платежам - еще один плюс для раскрутки коммерческих проектов. И, наконец, популярные среди народа учреждения культуры при развитии нового коммерческого направления имеют готового массового потребителя. Например, по коридорам Российской национальной библиотеки проходит около миллиона посетителей в год. Подобный поток клиентов многим коммерсантам и не снится.<BR>"По идее, национальная библиотека должна финансироваться на 100% государством. Пока это невозможно. Поэтому мы вынуждены искать другие источники финансирования", - высказывает распространенное мнение заместитель директора по внешним связям и маркетингу Российской национальной библиотеки Елена Небогатикова. <BR><BR><B>Миссия - на первом месте</B><BR>Руководители петербургской культуры никогда не жаловали коммерцию, считая ее вредной для основной миссии музеев и театров - для создания условий для духовного облагораживания народных масс. Кроме того, полагают они, плата за посещение культурных учреждений не должна быть высокой для большинства людей. <BR>"Можно без особого труда заработать огромные деньги. Но этого делать категорически нельзя, потому что сам музей прекратит свое существование", - строг в убеждениях заместитель директора по развитию и внешним связям Российского этнографического музея Александр Мирин. <BR>Однако постепенно рыночные идеи, маркетинг проникают в петербургские очаги культуры. Тот же Александр Мирин признает: "Учреждения культуры могут и должны получать прибыль. Мы собираемся создать структуру, которая займется продвижением услуг и продукции Этнографического музея на внутреннем и международном рынках. На новую должность менеджера по PR и маркетингу, рассматриваем две кандидатуры. Коммерческими проектами должны заниматься профессионалы". <BR><BR><B>Стимул в виде гранта</B><BR>Энтузиазма добавил и Всемирный банк, который объявил, что собирается предоставить $1 млн в виде грантов на нужды учреждений культуры. Деньги выделены в рамках программы "Реконструкция исторического центра Петербурга". На стипендии размером в десятки тысяч долларов могут претендовать только те заведения, которые расположены в центре города и находятся в федеральной собственности. Первый тур отбора заявок прошел не очень успешно. Большинство предложений сводилось к тому, как потратить деньги. Например, отремонтировать фасад, крышу, создать реставрационную мастерскую. То, как хранители памятников искусства будут получать дополнительный доход, в заявках, как правило, не указывалось. В результате больше половины денег выбрать не удалось. <BR>Более успешным оказался второй тур, когда к подготовке заявок подключились профессиональные консультанты. <BR>"После первого знакомства с руководителями музеев и театров мы испугались. Культурными учреждениями управляют самоуверенные, с авторитарными наклонностями люди, которые умеют говорить и не всегда хорошо слушают. При этом знания директоров и их подчиненных в сфере экономики оставляли желать лучшего. Авторитаризм в управлении необходим, когда сотрудники музеев и библиотек получают мизерные зарплаты. Иначе культурные учреждения перестанут функционировать. Но при осуществлении коммерческих проектов необходимо делать ставку не на командный голос, а на моральное и материальное стимулирование сотрудников. Все же нам удалось с ними подружиться и направить их энергию в нужное русло", - доволен директор НП "Центр бизнес-планирования и управления" Сергей Иванов. <BR><BR><B>От простого к сложному</B><BR>Консультанты предложили деятелям культуры сперва сформулировать бизнес-идею на полстраницы с самыми элементарными расчетами. Получилось 108 предложений. Как ни странно, но совсем безумных идей среди них не оказалось, хотя консультанты ожидали всего. <BR>"Необходимо было вытянуть сотрудников из состояния апатии. Для этого мы предложили им начинать с самого легкого - с подачи короткой заявки. Они увлеклись, и дальше работать с ними стало гораздо легче", - рассказал Сергей Иванов.<BR>Работа над заявками потребовала обучения сотрудников культурных учреждений. За это взялась компания "Центр бизнес- планирования и управления", устроив недельный семинар. На третьем этапе осталось 12 проектов, которые подверглись совместной мозговой атаке консультантов и соискателей. "На семинаре мы посмотрели на людей в деле. В результате выработали следующую схему - центр в лице консультантов и агентская сеть по три-четыре человека из числа сотрудников музеев, театров и библиотек", - удовлетворен Сергей Иванов. В конце концов Всемирному банку представили 11 доведенных до ума предложений. Причем часть проектов разработчики начали осуществлять не дожидаясь решения банка. <BR><BR><B>Незапланированная раскрутка</B><BR>Каждый театр или музей имеет свои особые условия для развития одного или нескольких источников внебюджетного финансирования. Одна из лучших в мире школ классической архитектуры находится в Академии художеств. Это учебное заведение устраивает летнее обучение для иностранных студентов. В области музейной педагогики Россия на много лет опережает Запад. Этнографический музей, к примеру, получает основной доход от организации выставок за рубежом. Русский музей активен в издательской деятельности. Эрмитаж вывозит выставки за рубеж, но и привлекает спонсоров - всемирно известный музей имеет доходы, сравнимые с бюджетом Петербурга, направляемым на нужды культуры. Царское Село и Летний сад поправляют свое финансовое положение за счет посетителей. "Введение платного входа, как это ни парадоксально, повысило посещаемость Летнего сада. За полмесяца после начала продажи билетов Летний сад посетили 28.000 человек. Говорить о том, насколько облегчит нашу жизнь появление нового источника поступления денег, еще рано", - рассказала директор ГП "Летний сад и Дворец-музей Петра I" Татьяна Козлова. <BR>