00:0019 июля 199900:00
9просмотров
00:0019 июля 1999
После известного августовского кризиса 1998 года уже можно констатировать тенденцию успешного, но очень непростого развития предприятий с иностранными инвестициями. Она еще не закрепилась в массовом сознании, потому что не эксплуатируется СМИ, еще не всег
<BR><BR>После известного августовского кризиса 1998 года уже можно констатировать тенденцию успешного, но очень непростого развития предприятий с иностранными инвестициями. Она еще не закрепилась в массовом сознании, потому что не эксплуатируется СМИ, еще не всегда воспринимается органами власти как тенденция, но она - есть.<BR>Объем произведенной промышленной продукции по Петербургу за 1998 год составил 45.500 млн руб., из которых доля предприятий с иностранными инвестициями составляет 24,023 млн руб. Таким образом, объем промышленной продукции предприятий с иностранными инвестициями составляет 52% от общегородского.<BR>Не скрою, и для меня эта цифра была неожиданностью. <BR>Внутри упомянутых мной 52%, разбивая по отраслям промышленности, ситуация выглядит следующим образом: табачная промышленность - 19%, предприятия связи - 18%, пивоваренная промышленность - 16%.<BR>И ведь все это отрасли бюджетообразующие для нашего города. Не случайно Петербург называют пивной столицей России, "Филип Моррис" - самый большой табачный проект не только для России, но и всей Европы.<BR>А ведь 10, 8 и даже 5 лет назад этих отраслей - как, впрочем, и многих других, не названных мной, - в том развитом состоянии, в котором они находятся сейчас, просто не существовало. Благодаря чему они появились? Благодаря прямым иностранным инвестициям. Хорошо это или плохо для российской экономики? То, что эти сектора рынка появились, - хорошо. А то, что благодаря иностранным инвестициям, - не хорошо и не плохо. Это - данность. Это универсальный мировой экономический закон: инвестиции устремляются на свободные рынки. <BR>Мне бы хотелось коснуться еще двух принципиальных проблем. Первая касается работы федеральных контролирующих органов в отношении предприятий с иностранными инвестициями. Суть проблемы заключается в том, что плановые проверки, проводимые этими органами последовательно, зачастую парализуют работу финансовых служб предприятий. Конкретный пример: за 12 месяцев 1998-1999 гг. на ЗАО "Алкатель" было проведено 12 проверок с полным отсутствием либо с минимальными для масштабов этой компании штрафами. Между тем налоговые исчисления этого предприятия весьма значительны. Пока коллизия эта непроста еще и тем, что речь идет, разумеется, не об одной компании, а о стойкой тенденции в отношениях с предприятиями с иностранными инвестициями. И тут мы рассчитываем на потенциал Совета по привлечению инвестиций. Тем более что многие из руководителей территориальных, фискальных ведомств (валютный контроль, таможня, налоговая инспекция) являются членами совета.<BR>Вторая принципиальная проблема, которой я бы хотел коснуться, это инвестиционные законы. Они были приняты прошлым летом Законодательным собранием Петербурга. Но работают ли они? Это вопрос, потому что самый фундаментальный из этих законов, а именно "Закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Петербурга", предусматривает ряд процедур, которые требуют издания нормативных актов губернатора. Есть ли они? По крайней мере инвесторам об этом ничего не известно.<BR>Но если эта претензия скорее техническая, то вторая - экономическая. Речь идет о слишком высокой сумме инвестиций для получения льгот, а именно $50 млн. По нашему глубокому убеждению, эта сумма должна быть снижена. Я считаю, что для любого инвестора должны быть льготы. Иначе может оказаться, что мы упустим 50 инвесторов, готовых вложить по $1 млн. <BR>