00:0031 мая 199900:00
7просмотров
00:0031 мая 1999
Если бы кризис не случился, его стоило придумать хотя бы ради того, чтобы россияне хотя бы раз в жизни смогли попробовать отечественное вино.
<BR>Если бы кризис не случился, его стоило придумать хотя бы ради того, чтобы россияне хотя бы раз в жизни смогли попробовать отечественное вино.<BR>Сразу стало ясно, что это не "Бордо" какое-нибудь, а в большинстве своем напиток с мягким похмельным синдромом без оригинального вкуса. Злорадствовать по этому поводу глупо, поскольку смеяться придется над собой. Цена этого напитка очерчена потребителем столь однозначно, что в нее вписываются лишь несложные технологические цепочки. Например, экспресс-производство из порошковых компонентов (что-то наподобие фруктовой воды, только с градусом). К тому же в стране недостаточно своих виноматериалов, а производство (точнее, розлив) вина из привозного сырья не имеет никакого отношения к марочной индустрии, где каждая марка вина привязана к месту, где произрастает тот сорт винограда, из которого она сделана. Не говоря уж о длительной выдержке вина до того момента, когда оно достигает своей кондиции. Для первого нет погодных условий, а для второго - экономических. <BR><BR><B>Ценовой фактор</B><BR>Ситуация в российском виноделии не способствует производству технологически сложных продуктов, к тому же растянутому по времени. "Здесь и сейчас! Дешево и сердито!" - вполне актуальные для производителя лозунги. А какого еще качества вино можно наливать в бутылки 0,5 литра и просить за каждую 10 рублей, если аналогичная бутылка минеральной воды, в буквальном смысле слова даром льющейся из наших недр, оценивается минимум в 5 рублей? <BR>Спрос никуда не исчезает, как и материя. Он принимает отложенный характер, так как в той нише, куда он перемещается, просто нет адекватного ему по цене предложения. Здесь приходится выбирать между плохим и худшим. Вероятно, легальные производители вина думают о высоком, но потребителю приходится довольствоваться тем, что ему состряпали сердобольные подпольщики.<BR>Зато у легального производства есть одно неоспоримое преимущество - его продукция, как правило, безвредна для здоровья. Насколько она полезна, это другой вопрос. Как полагают производители, основной мотив выбора потребителя - цена. От нее и пляшут, как от печки. <BR><BR><B>Что выросло - то выросло</B><BR>Тот факт, что за 9 месяцев после кризиса доля отечественных предложений вин на оптовом рынке выросла с нуля до 60%, говорит сам за себя. Спрос и предложение в данном случае счастливо нашли друг друга. При этом ценовая линейка очень растянута. Например, есть вина, которые в Москве предлагаются даже дешевле 10 рублей. Это - порошковая, плодово-ягодная и прочая винопродукция. Для сравнения, молдавская продукция начинается с 30 рублей за бутылку емкостью 0,7 литра. По такой цене она оседает исключительно в столице. <BR>Но и в Москве удалось закрепиться не всем молдавским виноделам, а только тем, кто до кризиса серьезно вкладывался в производство, улучшая форму и содержание своих напитков. В качестве примера можно привести коллекцию "Дионис-клуб". По словам представителей завода, они смогли остаться на прежних объемах продаж (!), хотя и пришлось существенно сократить ассортимент, сосредоточившись на наиболее популярных марках, узнаваемость которых от этого только выиграла. <BR>Итак, российские производители сумели заинтересовать своей продукцией прежде всего региональных потребителей, а импортеры бьются за столичных потребителей, которые после кризиса ищут нового уровня в соотношении цены и качества. Например, московские эпикурейцы напрочь отвергли дорогие французские вина стоимостью от $7 до $12. В меньшей степени пострадали дешевые испанские вина. <BR>Молдавская продукция, потеряв нетребовательных потребителей, сосредоточилась в нише марочной и даже коллекционной продукции и пока оттянула на себя значительную часть прежних любителей европейского вина. Здесь хорошо идут "Каберне", "Кодру", "Рислинг" и т.п. <BR>Сюда же можно отнести и натуральную отечественную продукцию известных заводов ("Абрау-Дюрсо", "Фанагория" и т.п.). Она дешевле молдавской, но по качеству даже превосходит ее. Эта продукция, по отзывам трейдеров, уходит влЈт, фуры распродаются еще будучи в пути. Причем "Фанагория" уже предлагает полный ассортимент, начиная с сухих и кончая марочными винами. <BR>Резко снизились поставки с Украины и из Грузии. По сравнению с прошлым годом, когда ежемесячный темп составлял около 1 млн литров, нынешние объемы выглядят весьма скромно - всего 200-300 тыс. литров, и на большее в обозримом будущем им претендовать не приходится.<BR><BR><B>Прогноз</B><BR>Летом виноделы привыкли собирать урожай... денег. Спрос со всех остальных крепких алкогольных напитков перемещался в сторону пива и вина. Год назад это привело к некоторому росту цен (в пределах 6%), а также к снижению насыщенности рынка до 40%. Сейчас хвастаться уже нечем: от прежних показателей ничего не осталось. <BR>Насыщенность московского рынка за последние 2 месяца с трудом вышла на уровень 30% (против 15% в марте).<BR>Подрос за этот период и ассортимент: с 10 до 20 видов в среднем. <BR>Только в мае трейдеры зафиксировали сезонный рост оборотов (с учетом всплеска продаж перед майскими праздниками). Памятуя прошлые годы, можно предположить, что отечественной продукции (с учетом дефицита винного сырья) на всех не хватит. Кто ее заменит, пока не ясно, но явных претендентов нет. Например, по сравнению с событиями годичной давности объемы импорта прежнего лидера рынка - Молдавии упали в 3 раза (с 12 тыс. литров до 3-4 тыс. литров). Это пока все, что способен принять рынок. <BR>По материалам еженедельника "Оптовик"