00:0024 мая 199900:00
17просмотров
00:0024 мая 1999
Едва ли найдется хотя бы один студент, который откажется на спонсорские деньги поучиться чему-нибудь за границей. Все равно чему - лишь бы бесплатно.
<BR><BR>Едва ли найдется хотя бы один студент, который откажется на спонсорские деньги поучиться чему-нибудь за границей. Все равно чему - лишь бы бесплатно.<BR>Ив этом есть не только традиционное стремление к халяве, но и рациональное зерно. Если студент хочет получить качественное образование, ориентироваться в бурном море предложений и возможностей, даже негативный западный опыт поможет расставить приоритеты в получении перспективной специальности и высшего образования.<BR>Западный студент окружен заботой и грантами, помощью консультантов и психотерапевтов. Российский - должен до всего доходить сам.<BR><BR><B>Три пути</B><BR>Зинаида Рудая, консультант по образованию Американского образовательного центра, назвала три варианта продолжения обучения российским студентом за границей. Во-первых, это партнерские программы межвузовского обмена. "В области подготовки качественных обменных программ, которые серьезно интересуют западных партнеров, преуспели университет, Политехнический и Герценовский институты. И преподаватели, и студенты этих вузов интересны для иностранных коллег в плане научного общения и взаимообогащения двух культур".<BR>Второй вариант возможного обмена - это сотрудничество со студенческой ассоциацией AIESEC. Общественная организация, которая помогает студентам, изучающим экономику и менеджмент. Самым цивилизованным способом обмена Зинаида Рудая назвала межвузовский обмен. Все университеты США и Европы предлагают подобные обмены на семестр, на год, но для российских университетов они пока практически недоступны.<BR> Этот платный вариант, который финансируется из собственных средств состоятельных университетов, поддерживается мощнейшими западными фондами и частными лицами. "В Петербурге пока нет активно работающих фондов, которые бы беспокоились о будущем студентов. Например, западная система ротари-клубов активно поддерживает студенческий обмен. Мы пытались выйти на российские ротари-клубы, но поддержки не получили. Для нас осталось загадкой, чем они в принципе занимаются", - сокрушается Зинаида Рудая.<BR><BR><B>На Запад</B><BR>Президент студенческой ассоциации "AIESEC Инжэк-ГУАП" Илья Чернецкий рассказал, что в феврале 1999 года был проведен проект "Выбери будущее". Несколько организаций: Совет министров северных стран, торговая палата Гамбурга, АСПРЯЛ (Американский совет преподавателей русского языка и литературы), ряд туристических фирм рассказали о тех возможностях, которые предоставляют как правительственные, так и неправительственные организации для российских студентов. Презентация проекта собрала 200 студентов со всего города. "Они заполнили анкеты и попали в соответствующие списки". Дальнейшая судьба студентов, подавших на гранты, президенту "AIESEC Инжэк-ГУАП" не известна.<BR>Илья Чернецкий перечислил будущие проекты, которые, по его мнению, повысят знания студентов и приблизят их к крупным компаниям-производителям. Проекты Industry, "Лидеры завтрашнего дня", Twin, "День карьеры", по словам Ильи Чернецкого, в этом году нацелены на международные контакты.<BR><BR><B>Роль консультанта</B><BR>В Санкт-Петербургском техническом университете существует около 60 обменных программ, ежегодно ректорат посылает обучаться на Запад около 150 человек. Всего из Петербурга отправляются на обучение за границу примерно 2000 студентов в год. Летом самостоятельно уезжают учиться еще несколько сотен неучтенных вояжеров. Евгений Шевченко, заведующий кафедрой "Управление международным образованием" Санкт-Петербургского государственного технического университета, считает, что студенту прежде всего нужно ответить на самый главный вопрос: зачем он учится. Причем ответить самому себе правду.<BR>"Важно расставить приоритеты. У студентов, желающих пройти семестровое обучение за рубежом, много возможностей. Существует огромное количество грантов и скидок, которые понижают высокую для российского учащегося стоимость обучения в западном университете. В США, например, ежегодно выпускается толстенный справочник по грантам. <BR>Петербургские студенты, к сожалению, используют минимум. Разобраться непосвященному очень сложно. У нас большая библиотека по грантам. Пока мы оказываем консультации только своим студентам. Впрочем, большинство информации передается устно от человека к человеку.<BR>Кстати, мы сейчас начали готовить специалистов по межвузовскому обмену. Мы учим работать на мировом рынке. Помимо российских студентов мы провели набор иностранных учащихся, которые потом, приехав к себе на родину, будут ориентироваться на российских партнеров. По крайней мере, у них не будет негативного отношения к России. Подготовка администраторов, работающих в области международного образования, закладывает определенный приток денег сюда.<BR>Нам помогают Американский образовательный центр, представительства других западных институтов, которые иногда консультируют петербургских студентов. Но российского консультационного центра в городе пока нет", - говорит Евгений Шевченко.<BR><BR><B>Не больше года</B><BR>Международные конвенции и учебные консультанты ЮНЕСКО рекомендуют первые 2 года учиться у себя в стране, а только потом выезжать в иностранные вузы. <BR>Существует практика, когда особо усердный студент за 5-6 лет получает диплом и отечественного вуза, и западного. "К сожалению, администрации большинства российских вузов не владеют механизмом перезачета, переводом кредитных оценок в наши академические часы. Получается, что те, кто уезжает после второго курса на год, возвращаются и не могут перезачесть сданные предметы. Выходит, они просто теряют год", - сокрушается Евгений Шевченко. <BR>"Учиться по полной программе, если человек не хочет оставаться за границей насовсем, не стоит. Достаточно семестра или, если позволяют финансы, одного года, чтобы почувствовать разницу, оценить уровень собственной школы. Обучение за границей чрезвычайно полезно для лучшего понимания западного стиля работы. Оно необходимо тем, кто собирается представлять Россию в западных компаниях либо в иностранных представительствах здесь, планирует работу со специалистами других стран. Западная практика помогает освоению языка в профессиональной области", - объясняет Евгений Шевченко.<BR><BR><B>Обучение выгодно</B><BR>Академическая мобильность петербургских ученых и студентов достаточно высокая. Для ее рационального регулирования на базе Политехнического университета создана кафедра международного образования. Цель - подготовка специалистов, которые бы грамотно вели отправку за рубеж и прием иностранцев здесь. Причем помимо собственных интересов учитывали бы геополитический интерес России.<BR>По данным американской статистики, в 1996 году США получили $7 млрд. Из них около $3 млрд осталось в университетах, а $4 млрд получила инфраструктура - питание, проживание, развлечения приезжающих студентов. По подсчетам Евгения Шевченко, Россия в 1996 году получила приблизительно $250 тыс., причем только $20-30 осталось в учебных заведениях. <BR>Показателен один пример. При распределении российских стипендий на обучение иностранных студентов для потенциальных претендентов из Мавритании было выделено 20 мест. Российская комиссия прикинула, что на 200 ежегодных выпускников мавританских школ мест вполне достаточно. Иначе посчитали французы, геополитические интересы которых напрямую завязаны с франкоговорящими африканскими странами. Они предложили ровно 200 бесплатных мест для обучения мавританских студентов во Франции.