России нужен глубоководный порт

Порты на мелководье не смогут конкурировать с портами Балтии

<BR><B>Порты на мелководье не смогут конкурировать с портами Балтии</B><BR><BR>Доставка 1 тонны груза по железной дороге в порты стран Балтии обходится в среднем на $11-12дороже, чем в Петербург. Так как стоимость перевозки морем на такое же расстояние (300-450 км) не превышает $3 за тонну, экономический эффект от перевалки грузов в Северо-Западном регионе России составил бы до $9 за тонну.<BR>Указанные обстоятельства определили планы по строительству портов в российской части Финского залива. Сегодня реализуется программа по строительству портовых комплексов, рассчитанных на перевалку: в Усть-Луге - 35 млн тонн в год навалочных и генеральных грузов, в бухте Батарейная - 15 млн тонн в год нефтепродуктов наливом, в Приморске - 45 млн тонн в год сырой нефти, сжиженного газа и нефтепродуктов. Вместе с тем представляется, что при разработке указанной программы был упущен ряд важных моментов. <BR>Себестоимость перевозки и обработки грузов значительно зависит от грузоподъемности судна. Осадка таких судов превышает 11-14 метров. Поэтому качественным решением транспортной проблемы России было бы строительство глубоководного порта.<BR>Например, Санкт-Петербургский морской канал, ведущий в Морской порт, имеет длину 22 км и пропускает суда с осадкой до 9 метров. Канал требует постоянного проведения дноуглубительных работ, так как, находясь в устье реки, постоянно заносится. Строящийся порт в Усть-Луге заведомо будет обладать теми же недостатками. В бухте Батарейная гавань будет практически вырыта. Требуемый подходный канал должен иметь длину 3,5 км. В Приморске, при достаточных глубинах, предполагается сложный подходный фарватер (шхерный берег), затрудняющий маневрирование крупнотоннажных судов.<BR>Таким образом, перечисленные порты из-за своей мелководности не смогут значительно снизить себестоимость обработки грузов. А следовательно, даже теоретически не имеют шансов на победу в тарифной войне с глубоководными портами Балтии. Кроме того, отдельного рассмотрения требует вопрос об экологической безопасности строящихся портов. <BR>Возникает вопрос: существует ли возможность строительства в российской части Финского залива глубоководного порта? Да, существует. На единственном участке в 24-36 км западнее Зеленогорска 20-метровые глубины практически подходят к берегу - в 600-900 метрах от береговой черты. Строительство порта в этом месте потребует минимальных затрат. Кроме того, в указанном районе хорошо развита транспортная инфраструктура: рядом располагаются магистральные автодороги Петербург-Выборг-Финляндия и "Скандинавия", пролегают две железнодорожные ветки Петербург-Выборг-Финляндия и Петербург-Выборг. Недалеко расположен и нефтеперерабатывающий завод в Киришах. Экологическая безопасность глубоководного порта в этом месте также более благоприятна, чем альтернативные проекты.<BR>Мы отдаем себе отчет, что существующие проекты значительно уже продвинуты на государственном уровне. Однако их реализация не принесет России ожидаемого эффекта и обусловит значительные убытки из-за низкой конкурентоспособности. Только строительство глубоководного порта сможет коренным образом изменить сложившуюся ситуацию, когда значительный объем транзитных грузов идет через порты стран Балтии.<BR><BR><B>Гай В.А., капитан 1 ранга, член Петровской </B><BR><B>академии наук и искусств</B><BR><B>Кириченко А. В., капитан 3 ранга, кандидат экономических наук, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств</B>