Гражданские права теряются в ночных клубах

Значительная часть баров, кафе и увеселительных заведений Петербурга беззастенчиво нарушает гражданские права посетителей.

<BR><BR>Значительная часть баров, кафе и увеселительных заведений Петербурга беззастенчиво нарушает гражданские права посетителей.<BR>Как правило, это делается под благовидным предлогом заботы о клиентах.<BR><BR><B>Что хочу, то и ворочу</B><BR>"Частное заведение. Администрация оставляет за собой право без объяснения причин отказать клиенту в обслуживании" - объявления с подобным тестом все чаще можно встретить в кафе, барах и в ночных клубах. Если этот текст не красуется на видном месте - это еще не означает, что вас обслужат. Могут и вовсе не пустить. Администраторы, директора и просто собственники заведений глубоко убеждены, что могут делать все, что захотят.<BR>Говорит администратор кафе "Академия"(Новороссийская, 36) Лариса Жолобова: "Мне встречались такие таблички, но у нас их нет. Мы их не вывешиваем, но и не обслуживаем тех, кто постоянно хулиганит. Зачем мне надо его обслуживать, если я знаю, что сейчас он извинится, но после нескольких кружек пива все будет по-прежнему. Наверное, это нарушение прав и свобод граждан, но тогда пусть и посетители ведут себя иначе. А таблички пусть вывешивают в престижных клубах".<BR>Телефонный опрос выявил, что в элитных клубах подобных табличек нет. Однако то, что в просторечии называется "фейс-контрол", на входе применяют. Директор по рекламе ЗАО "Петро-Медия" (ресторан - ночной клуб "Доминикос") Никодэм Дакоу сказал: "Табличек у нас нет, но на входе можем не пустить посетителя, если он кажется нам подозрительным. Если человек нетрезв или пришел в кроссовках и спортивных штанах, мы его, конечно, не пустим". Подобные аргументы приходилось слышать не раз: "Частное заведение, делаю что хочу. Наши поступки мотивированы тем, что мы создаем безопасность для посетителей нашего клуба". <BR><BR><B>Знание - сила, но не гарант</B><BR>Искать защиты у Закона "О защите прав потребителей" юристы не советуют. Начальник юридического отдела ООО "Серебряный век" Виктория Алтаева рассказывает: "Мы обсуждали эту проблему в своем дружеском кругу и пришли к выводу, что от подобных объявлений граждан защищает Конституция РФ - в той части, где описаны права граждан. Я считаю, что никто не вправе отказывать клиенту в обслуживании. Напрямую законы не запрещают вывешивать подобные объявления. Однако, изучив специфику российского законодательства, можно сделать вывод, что владельцы клубов и кафе, вывешивая подобные объявления, нарушают гражданские права посетителей".<BR> По словам начальника договорно-правового отдела Рускобанка Юрия Юдина, в Гражданском кодексе РФ (ГК) существует статья 426 "Публичный договор", которая может защитить посетителя от произвола. Объявление в газете, в котором сказано, что заведение предлагает какие- либо услуги, можно расценивать как публичную оферту (ГК, ст. 437, 436, 435). Дает шанс и статья 779 ГК "Договор возмездного оказания услуг".<BR>Юрист ЗАО "Пактум" Наталья Иванова полагает, что под понятие публичной оферты подпадают даже вывески типа "Кафе", "Бар" или "Ресторан". Хотя Наталья Иванова признает, что вопрос очень спорный и, если у кафе неплохой юрист, процесс можно выиграть. <BR>Табличку с отказом от обслуживания Наталья Иванова считает нарушением прав потребителя, это противоречит Конституции РФ и ряду статей ГК. Представители Общества защиты прав потребителей уверены, что такое обоснование отказа от обслуживания, как "частная собственность", несостоятельно и является нарушением прав потребителей. Из беседы с представителями этой организации можно сделать вывод, что собственники общепита плохо знают свои права, а потому нарушают чужие. <BR>По словам представителя Общества защиты прав потребителей Галины Козловской, существуют законодательные акты, которыми должны пользоваться владельцы мест общественного питания (санитарные требования к посетителям кафе, нормы Уголовного кодекса РФ за хулиганство и оскорбления).<BR><BR><B>Что делать и как винить</B><BR>В Обществе защиты прав потребителей советуют в случае отказа обслужить описать ситуацию в книге жалоб. Если вас не пускают в заведение - вызовите наряд милиции и зафиксируйте нарушение своих прав. Будьте готовы, что вначале вам придется объяснить свои права наряду милиции. Опыт показывает, что не все милиционеры знакомы со статьями Гражданского кодекса. После этого подайте в суд. Но вечер в любом случае будет испорчен.<BR><BR>Памятка отвергнутого посетителя: ст. ГК 435 (Оферта), 437 (Приглашение делать оферты. Публичная оферта), 426 (Публичный договор).<BR><BR>Олег Жеребцов, генеральный директор компании "Лента": <BR>"Мои друзья с этим сталкивались. Они развернулись и ушли. Я бы тоже в этой ситуации спорить не стал, хотя все подобные заявления клубов - их самодеятельность. В лицензиях, получаемых этими заведениями, указывается, что это они созданы для оказания определенных услуг населению. Это публичные заведения, и они обязаны предоставлять сервис всем: белому, черному, косому, хромому..."(Д.Г.)<BR><BR>Сергей Пикус, генеральный директор рекламного агентства "Иллан":<BR>"Меня такие таблички бесят, особенно когда они висят на самом видном месте. Вот иду я, нормальный человек, и вижу, что меня без всякой причины могут не обслужить, меня это шокирует. Мне кажется, что наиболее часто так обижают цветных людей. Сам я не был в такой ситуации, но видел, когда в кафе отказывались обслужить, объясняя это тем, что просто кофе у них попить нельзя, только если еще что-нибудь съесть. Люди уходили. А если бы со мной такое произошло, то я бы ушел, больше никогда в такое место не приходил и еще всем друзьям бы рассказал".(П.К.)<BR><BR>Виталий Антощенко, президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа", <BR><BR>"Слава Богу, пока такого не было. Если все же произойдет, буду действовать по настроению и конкретной ситуации. Либо уйду и никогда больше не приду в этот клуб, а еще сделаю ему антирекламу среди всех своих знакомых, либо буду добиваться разъяснений у администрации, вплоть до директоров и учредителей. Правило - отказать во входе без объяснения причин - есть только в посольствах и консульствах, хотя понятно, чего боятся руководители ночных клубов. На мой взгляд, подобная позиция развлекательного заведения не совсем дальновидна: получается, что не посетители выбирают клуб, а клуб - посетителей. (Л.А.)<BR><BR>Сергей Свешков, директор по контрактам компании "СТЭП":<BR> "Была года 3 назад "корка" - пошел я с другом датчанином в только что открытый и очень известный клуб. "Покажу ему новое лицо России", - думаю. Ну пришли мы, разделись, поднялись на второй этаж, заказали еду, пиво. Сидим отдыхаем. Кругом барышни пляшут, музыка. Мой приятель уставший был и так облокотился об стол, рукой голову подпер. Подходит к нам секьюрити и говорит мне: "Ваш приятель пьян, вам придется уйти, мы имеем право выпроводить вас без объяснения причин". Ну и пришлось уйти - я посмотрел на размеры этого громилы, оценил обстановку, впомнил рассказы друзей про другие подобные ситуации - могли и по лицу дать. Больше я, конечно, в этот клуб не хожу. С партнером по бизнесу пойдешь - можно и на деньги "попасть", с девушкой - осрамишься. Да и самому-то неприятно себя чувствовать. Сейчас я хожу в один клуб - там меня уже знают в лицо, знают, что я приличный человек, поэтому проблем не возникает". (В.Г.)<BR><BR>Сергей Николаев, председатель совета директоров "Радио Модерн":<BR>"В такой ситуации никогда не был, но, если бы оказался, я бы решил дело без скандала: представился, вежливо попросил бы позвать администратора, и меня бы пропустили. <BR>В общем, такое объявление стандартно для клубов и иногда приносит пользу - есть основание выставить особо распоясавшихся посетителей". (Л.А.)<BR><BR>Григорий Рейфер, директор рекламного агентства "Гран-при": <BR>"Меня ниоткуда не выгоняли, но таблички я такие видел. Вообще, я не против таких предупреждений. Бывает очень трудно найти юридическое обоснование, чтобы отказать в обслуживании людям, которые могут произвести скандал или как-то негативно повлиять на репутацию заведения. А такие таблички как бы оберегают от подобных ситуаций. А вообще, было бы интересно пойти в какое-нибудь такое заведение в ненадлежащем виде и посмотреть, что из этого вышло бы. Пройти, наверное, не удалось бы, но повеселился бы вдоволь".(П.К.)