Зарубежные поставщики товаров отделались легким испугом

Кризис сильно ударил по иноcтранным компаниям, поставлявшим товар в Россию. Проблемы с оплатой поставленного товара породили слухи о "застрявших" у российских дилеров миллионах долларов.

<BR><BR>Кризис сильно ударил по иноcтранным компаниям, поставлявшим товар в Россию. Проблемы с оплатой поставленного товара породили слухи о "застрявших" у российских дилеров миллионах долларов.<BR>Слухи об убытках подтверждаются в основном для небольших компаний, работающих с товарами массового спроса. Однако в ротозействе западные компании тоже не упрекнешь - еще накануне кризиса некоторые поставщики "случайно" ввели валютную привязку стоимости товара. <BR>Многие из крупных западных фирм работали, соответственно, и с крупными клиентами - поставки по таким контрактам обеспечивались банковскими или государственными гарантиями. Рассматривалась и возможность погашения долга зачетами по местным налогам и другим платежам. Для торговой западной фирмы конфликт с российскими должниками чреват крахом дилерской сети, то есть отступлением на 3-5 лет назад. Хотя размер посткризисной задолженности российских фирм обычно невелик по сравнению с бюджетом кредиторов, осенью прошлого года последние соглашались на совершенно фантастические условия возврата долгов. Например, перевод долга из валютного в рублевый с поэтапным беспроцентным погашением - и без всяких штрафных санкций и пеней. Причем никто из опрошенных менеджеров не уточнял, что произойдет, если график выплат снова будет нарушен, - вполне возможно, что ничего. <BR>Почти все зарубежные компании готовы действовать через арбитраж, но крайне неохотно идут на связанные с этим издержки. Но и российские дилеры испытывают страх потерять бизнес из-за конфликта с западным поставщиком. Дилерам трудно найти другого, более покладистого западного поставщика, так как кредитная политика зарубежных фирм почти одинакова. <BR><BR><B>Предвидеть или расхлебывать</B><BR>Алексей Лесников, президент группы компаний Svedala Russia: "Тем, кто хотел, но не мог вовремя заплатить из-за кризиса, мы старались помочь дополнительной отсрочкой - ведь для строительной компании наличие поставляемого нами оборудования иногда становится условием получения заказа. Если же реальных шансов заработать у клиента не оказывалось, то он сам возвращал оборудование к нам на склад. И бывало, что вскоре снова приезжал за ним. <BR>Мы ни разу не обращались в арбитраж, хотя, конечно, были к этому готовы. Может быть, кто-то из задержавших выплаты и пытался выгадать 3 лишних дня отсрочки - мы не делали из этого проблемы. Однако сейчас объем отсроченных платежей резко снизился, так как мы стали еще внимательнее".<BR>Денис Ковальчук, заместитель генерального директора ЗАО "Ahlsell SPb": "Нам просто повезло, что наши клиенты-дебиторы не держали деньги в "упавших" банках. С каждой из "проблемных" строительных компаний вопросы решались по-разному. Например, был ряд госпредприятий, заключивших договоры на поставку в валюте, но по курсу 6,2 рубля. Одной из таких фирм, по взаимной договоренности, мы просто выставили "дополнительные" счета по тому же курсу 6,2 рубля на недостающую до реального курса сумму. Фактом оплаты считается поступление средств на наш счет. Если за время прохождения через банки курс сильно вырастает, то недостающая сумма выплачивается отдельно.<BR>В начале прошлого года мы перешли на обслуживание в крупную западную юридическую фирму. Вместо того чтобы угрожать арбитражем, мы просто посылали по факсу сообщение о том, что делами наших должников теперь займутся юристы, - и в течение недели деньги поступали на счет". <BR>Кирилл Саенко, официальный представитель компании Ifo Sanitar AB в России: "Наша продукция в Петербурге идет только четырем крупным оптовым фирмам прямо с фабрики. До августа никаких просрочек не было вообще. После кризиса мы пошли на отсрочки, но только за счет некоторого сокращения прибыли, не в убыток. Кроме того, нам повезло, что ко второй половине прошлого года мы закончили работы по всем крупным строительным проектам, и с этой стороны проблема платежей нас тоже не коснулась".<BR>Елена Шиловская, бизнес-контроллер ЗАО "Onninen SPb": "У нас специально разработана процедура: при задержке платежа бухгалтерия передает информацию руководству фирмы. После этого пишется официальное письмо, проводится беседа с руководством фирмы-клиента, составляется график погашения задолженности и, если это возможно, вывозится непроданный товар. Разумеется, мы на этом что-то теряем, но плюсов от такой политики все-таки больше. Рабочее время менеджеров, которое придется затратить на судебный процесс, тоже стоит денег, а суммы долга, о которых идет речь, обычно невелики. <BR>Интересная идея - публикация имен неплательщиков в Internet. Возможно, мы действительно пойдем на это - пусть несостоятельные должники расплачиваются хотя бы своей репутацией".<BR>Елена Тебелева, финансовый директор ЗАО "Rannila Steel": "До августа трудностей с оплатой не было вообще - клиенты нами дорожат. Однако затем у нескольких фирм возникли проблемы. Можно сказать, что Rannila - довольно "доверчивая" компания, хотя, конечно, статус дилера и право получать товар с отсрочкой платежа предоставляются не сразу после второй удачной сделки. В основном наши представители - достаточно крупные фирмы, и они сумели преодолеть кризис. Были две мелкие компании, пытавшиеся представлять нас на рынке и разорившиеся, - эти потери для нас незначительны. <BR>Проблемы с задолженностью разрешились просто: все должники пришли к нам сами и принесли свои предложения по ее погашению. После переговоров составили графики выплат, устраивающие нас и посильные для клиентов. Мы понимаем, что потеряем на этом часть прибыли, но наша главная задача - развитие дилерской сети и плановое расширение бизнеса в России. Пока не знаем, смогут ли эти компании снова представлять нас на рынке, но нам важно, чтобы они продолжали работать. Сейчас весь товар поставляется с предоплатой. Как будут формироваться отношения с дилерами дальше, сказать пока трудно, но заказов в этом году ожидается не меньше, чем в прошлом".<BR>Хенрик Мусакка, финансовый директор ООО "Neste St.Petersburg": "Раньше случались большие долги по поставкам госпредприятиям. Со временем долг погашался частично зачетами по налогам, частично - деньгами, частично - банковскими векселями. Обычно партнеру выгоднее расплатиться и продолжать работать с нами, чем идти в суд, хотя мы готовы и к этому. Для того чтобы получить товар с отсрочкой платежа, нужно не только хорошо работать с нами не менее полугода, но и иметь безупречные отзывы от банка и хорошие показатели бизнеса. Но и эта схема действовала лишь до августа. Сейчас она, в принципе, та же, но основа сегодняшней кредитной политики Neste - кредитов не давать".