00:0026 февраля 199900:00
6просмотров
00:0026 февраля 1999
Предприниматели и чиновники могут и должны сотрудничать
<BR><BR><B>Предприниматели и чиновники могут и должны сотрудничать</B><BR><B>Дмитрий Чернейко, руководитель департамента федеральной Государственной службы занятости населения по Петербургу </B><BR><BR>Последнее время общественное мнение продолжает активно муссировать несколько отработанных мифов: борьба, баррикады, враги. Причем все сейчас оказываются по разные стороны баррикады. Враг №1 нашего государства - это чиновник. Враг №2 нашего государства - это предприниматель. Во всех нормальных странах они опора. В России чиновник и предприниматель повинны во всех грехах.<BR>Мы страдаем в рамках единого государства от того, что не можем найти общий язык. Пока конструктивных решений наверху не принимают, стоит обратить внимание на совместные действия предпринимателей и чиновников, которые могут привести к вполне положительным результатам - к созданию новых рабочих мест. К увеличению доли заработной платы в конечной продукции. У нас сегодня нет другой возможности расширения внутреннего рынка, увеличения сборов в бюджетные и во внебюджетные фонды, кроме как создавать новые рабочие места и увеличивать своим сотрудникам заработную плату (естественно, в результате роста производительности труда).<BR>Уровень значимости проблемы создания рабочих мест - приоритетная цель политики любого нормального государства. У нас пока об этом только начали говорить - во всех же развитых странах это цель №1. Выход - в постепенных созидательных шагах.<BR>Служба занятости может и хочет по-человечески относиться к предпринимателю. Не имея никаких силовых возможностей, мы тем не менее находим такие управленческие ходы, что с нами экономически целесообразно сотрудничать. Когда Служба занятости еще в 1992 году начинала оказывать финансовую помощь предприятиям, в соответствии с Законом о занятости, нас тут же обвинили в том, что деньги безработных достались коммерсантам.<BR>Парадоксальная ситуация. Но она вызывает парадоксальную реакцию всех хозяйствующих субъектов. Поэтому получается экономика кривых зеркал. Полностью искажены направления финансовых потоков. Во всех экономиках спрос уравновешивает цены. Российская экономика приобрела характер, которого не было ни в одной другой державе, кривая спроса и кривая предложения были в течение нескольких лет параллельны. Абсурд.<BR>При современном уровне технологии развивать экономику в условиях несвободы невозможно. Технологически в экономике все подчинено деньгам. А знания составляют сегодня значительный процент основного капитала. Эти знания принадлежат работнику, а не собственнику капитала. В этом экономическая основа свободы общества.<BR>Некоторые крупные предприятия и муниципальные образования, у которых появляются свободные деньги, считают, что с нами можно работать. По позициям общественных работ они перечисляют целевые средства. Если работодатель передает Службе занятости деньги, пусть из прибыли, на переподготовку своих сотрудников, например, они полностью уходят из-под налогов, а я обязан его сотрудников переподготовить. <BR>К сожалению, у нас не хватает полномочий нормально взаимодействовать с предприятиями. Нормативная база отсутствует, правовая обеспеченность слабая, способы воздействия на работодателя - никакие. Без разработки нормативной базы мы не можем иметь всю информацию. Одно это решение позволит увеличить доходную часть на 20-30%. При грамотном взаимодействии можно найти и дополнительные ресурсы. Изменение технологии работы службы позволяет снижать численность безработных. Если сделать пособие единым и привязать его к прожиточному минимуму, оно будет стимулом к поиску работы, а не стимулом к отказу от нее. Хотя сегодня утрачена актуальность этого очевидного решения, прожиточный минимум уже приближается к средней зарплате. <BR>Сегодня идет попытка передать сбор отчислений в Фонд занятости в налоговую инспекцию. С формальной точки зрения, идеальное решение - лучше пусть одна организация собирает деньги, нежели 10. Но практика тех регионов (их примерно 40), где уже переведен сбор на налоговую инспекцию, среднее падение сборов в Службе занятости - 20-30%.<BR>У нас есть ряд наработок по технологии работы самой службы. Алгоритм помог бы расшить ситуацию по сбору налогов, по отношению с центром. Это не революционное решение, а постепенное. Мы делали массу предложений в федеральную службу, но в министерстве не до перемен - за год поменялось три министра. И поэтому мои предложения адресованы конкретным предпринимателям: давайте действовать конструктивно.