Валерий Сердюков: "Я работаю губернатором"

Через неделю Ленобласть должна принять бюджет 1999 года. Тяжелая финансовая ситуация, долги, начало предвыборной кампании определяют тот фон, который напрямую будет влиять на политику областных властей.

<BR><BR>Через неделю Ленобласть должна принять бюджет 1999 года. Тяжелая финансовая ситуация, долги, начало предвыборной кампании определяют тот фон, который напрямую будет влиять на политику областных властей. <BR>Каким образом администрация Ленобласти планирует вырулить из этой ситуации, рассказывает в эксклюзивном интервью "ДП" исполняющий обязанности губернатора Ленобласти Валерий Сердюков.<BR><BR>- В чем отличие нового бюджета от прошлогоднего?<BR>- Основное отличие бюджета 1999 года от бюджета 1998 года в том, что мы предусматриваем защищенные статьи бюджета - зарплату, детские пособия, питание - на 100% обеспечить доходами бюджета. Другие статьи, где идет развитие, предоставление гарантий, даже обслуживание внутреннего и внешнего долга, - это уже наше искусство. Надо заниматься реструктуризацией долга. <BR>Утверждены доходная и расходная части бюджета в первом чтении, дефицит составляет 20,6%. Бездумно увеличивать дефицит бюджета невозможно. Желаний сегодня жить богато и красиво много, но возможностей мало. Как говорится, есть желание купить машину, но нет возможности, есть возможность купить козу, но нет желания.<BR><BR>- Какие основные источники доходов?<BR>- Мы предусматриваем, что в 1999 году отрасли, которые работают наиболее устойчиво, увеличат объем производства и за счет роста валового регионального продукта мы получим больше доходов в бюджет. Во-первых, каждое предприятие должно работать прибыльно. Сегодня 60% работает прибыльно, 40% - с убытками. Убытки происходят по разным причинам, есть и сокрытие прибыли. Во-вторых, значительно улучшить платежи в бюджет должна атомная станция. Сегодня станция вырабатывает электроэнергию и обязана отдавать ее на оптовый рынок ФОРЭМ, а деньги с региональных получателей должна собирать сама. <BR>Тут есть и проблема безопасности атомной станции. Существуют возможности продлить сроки эксплуатации энергоблоков на 10 лет, но их надо готовить. Атомная станция может обеспечить необходимые расходы только на 47%. Если эта программа провалится, придет 2003 год и блок надо будет закрывать, через 2 года - второй блок. <BR> <BR>- Как будете выплачивать долги?<BR>- Большая у нас проблема - обслуживание внешнего и внутреннего долга, так же как и обслуживание облигационного займа. Во всех субъектах Федерации строили эти пирамидки, которые развалились. Мы идем по пути России: реструктуризация для юридических лиц, сейчас предложили Законодательному собранию выпустить второй облигационный займ. Физическим лицам выплачиваем. С другими кредиторами сейчас договариваемся. <BR><BR>- В бюджете прописана сумма на возврат долгов?<BR>- Прописана, правда она меньше, чем необходимо. Но это объяснимо, так как мы надеемся перенести часть суммы на следующий год. Компенсируем часть этой разницы имущественным комплексом, залогами.<BR><BR>- Вы изобрели новые формы работы с имущественным комплексом?<BR>- Есть возможности реализации имущества. Например, мы имеем право на Дом политпросвета, 50 на 50 с городом. Эти $6 млн мы должны получить. Или пусть город предоставит такое же коммерческое здание. Есть и другое имущество, которое на конкурсной основе должно реализовываться и идти на погашение долга. В аренду леса будем отдавать банкам - на 5-10 лет. Уже есть практика с лесозаготовителями, банки пока только прорабатывают этот вопрос, например Гута-банк. <BR>Денежными средствами из бюджета очень сложно рассчитываться, поэтому сегодня надо находить новые варианты. Заимствовать больше или перекредитовываться, как раньше, невозможно. Ни к чему хорошему это не приводит.<BR>В залог отдаем некоторые пакеты акций. Готовы отдать акции отеля "Звездный" в Сочи. Оценка будет произведена - отдадим. Если будет выгоднее продать - продадим.<BR><BR>- Схема залогов уже используется?<BR>- Альфа-банку отдаем в залог одно из зданий и акции акционерного общества "Такт".<BR>Там, где есть дебиторы, выдача ссуд, кредитов под наши обязательства, тоже сдаем банкам.<BR><BR>- Какой был невозврат ссуд и гарантий в 1998 году?<BR>- Около сотни миллионов. Практически никто не возвращал. Все считали, что отдали - все равно что подарили. <BR>Сейчас начали эту работу вести. И в арбитраж подаем, и в прокуратуру. Мне этим вопросом заниматься проще, так как я никому обещаний не давал. А долги надо возвращать.<BR><BR>- Что достанется из бюджета сельскому хозяйству?<BR>- Мы в бюджете заложили на эти цели на 40 млн рублей больше, чем в прошлом году. Кроме того, 10 млн рублей предусмотрено на программу лизинга оборудования для сельхозпредприятий. <BR><BR>- Что предложите по синдицированному кредиту?<BR>Будем рассматривать, где реструктурировать, где - брать на себя какие-то обязательства.<BR><BR>- Руководство комитета финансов заявило, что удалось покрыть бюджетные дыры за счет ссуды и трансфертов из федерального бюджета...<BR>- Тут надо товарищам нашим, которые занимаются этим вопросом, более ответственно подходить к болтологии и интервью разного рода. Мы планировали доход бюджета в IV квартале в 320 млн рублей. Нас это не устраивало, и была введена жесткая работа с предприятиями. Комитетам были определены суммы, запретили проводить зачеты предприятиям, которые могут платить денежными средствами. В итоге получили 592 млн рублей. Ни одной ссуды дурной не дали, не взяли ни одного кредита. Этим мы и закрыли дыры в бюджете. Мы за весь 1998 год собрали 538 млн рублей "живыми" деньгами, а в IV квартале - 285 млн рублей, больше чем за 9 месяцев. Вот где деньги.<BR><BR>- Не поставят ли крест на этих планах начавшиеся предвыборные гонки? <BR>- Если мы - те, кто занимается экономикой, хозяйством, - втянемся в политические баталии, все может поломаться. Я думаю, что хватит у меня и воли, и силы вести это направление очень жестко.<BR><BR>- Вы будете участвовать в выборах губернатора Ленобласти?<BR>- Да я работаю губернатором.