Ландшафтный дизайн в Петербурге скорее жив, чем мертв

Участники круглого стола

<BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Андрей Рейман, начальник отдела ландшафтной архитектуры КГИОП.<BR>Евгений Андреев, генеральный директор компании "Динас Парк".<BR>Лариса Домрачева, директор Центра современных строительных материалов, технологий и архитектурных проектов СПб ГАСУ.<BR>Виктор Смертин, директор Центра ландшафтной архитектуры.<BR>Игорь Лященко, генеральный директор ООО "Петрооблснаб "Девяткино".<BR>Николай Жигло, главный инженер проектов мастерской N№9 ОАО "ЛенНИИпроект".<BR><B>Владимир Нефедов, директор Архитектурного института</B><BR>Сергей Суслин, аспирант кафедры ландшафтного и садово-паркового строительства Лесотехнической академии.<BR>Елена Полякова, менеджер проекта ООО "Петрооблснаб "Девяткино".<BR><BR>Ландшафтная архитектура (дизайн) - искусство гармонично сочетать естественный ландшафт с освоенной человеком территорией, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями.<BR>В мире создание ландшафтного дизайна называется английским словом landscaping, что подразумевает проектирование, строительство, озеленение, освещение, ирригацию, менеджмент (постоянный уход за созданным садом, парком, двором) и т.д. В США действует около 5000 компаний, занимающихся ландшафтным дизайном, в Германии - около 3000. По России данных нет.<BR><BR>Летний сад - старейший сад Петербурга, его заложили в 1704 году. В середине XVIII века в нем было 50 фонтанов и около 200 статуй и бюстов. То, что мы видим в Летнем саду сегодня, - лишь остатки былой красоты.<BR>Павловский парк в начале XIX века был крупнейшим в мире пейзажным парком.<BR>Первая в России садовая школа была открыта в Петергофе в 1723 году по распоряжению Петра I. Там обучали тому, что мы сегодня называем ландшафтным дизайном.<BR>Самые озелененные районы Петербурга - Выборгский и Приморский, наименее озелененный - Центральный.<BR><BR>Для непосвященных термин "ландшафтный дизайн" не поддается расшифровке. Через минуту беседы со специалистом термин обретает плоть - все гуляли по паркам Пушкина и Павловска, в крайнем случае, вместе с гувернером посещали Летний сад. Еще через 3 минуты вспоминаются японские сады камней, швейцарские альпийские горки, а также романтические гроты, статуи и фонари, которыми оживляли свои парки вымершие российские помещики. <BR>Потом всплывает личный опыт - попытки украсить (не грядками с морковкой) классические 6 соток и школьные посадки кустов и деревьев - это, в принципе, и есть ландшафтный дизайн в его самом примитивном виде.<BR><BR>Есть ли в Петербурге и пригородах участки, которые обустроены в соответствии с современным представлением о ландшафтном дизайне?<BR><BR>Игорь Лященко:<BR>"Если говорить о комплексном решении дизайна, которое существует в Европе, то я не знаю участка, который был бы сделан по всем правилам и рос несколько лет".<BR><BR>Евгений Андреев:<BR>"Я бы не сказал, что все, что мы делаем, нам абсолютно нравится. Не хватает опыта, хороших ландшафтных проектировщиков. Самое главное - материалы, которыми мы пользуемся, в первую очередь посадочный материал. То, что есть в регионе Петербурга, не позволяет создать участок хорошего качества. В последние 2 года появилась возможность поставлять хороший материал из Европы, и, наверное, появилось несколько объектов, которые не стыдно показать. <BR>Если не говорить об истории Петербурга, который знаменит дворцово-парковыми ансамблями, и не говорить о парках и городском озеленении, то ландшафтный дизайн загородных коттеджей развивается только последние 3 года. Далеко не все объекты можно посмотреть, многие недоступны для демонстрации". <BR>Сергей Суслин:<BR>"И все-таки такие объекты есть. Люди ездят по миру, смотрят, сравнивают и говорят, что некоторые объекты у нас сделаны не хуже, чем в Европе. Таких не меньше 10".<BR><BR>Андрей Рейман:<BR>"То, что мы вкладываем в понятие "ландшафтный дизайн", не относится к историческим объектам. Но если смотреть более общо, то часть парка в Царском Селе, прилегающая к Екатерининскому дворцу, может быть, приближается к тому, как должен выглядеть объект такого уровня, с мировой точки зрения. <BR>Качество выполнения отдельных работ и отдельные удачные находки не дают права говорить, что ландшафтный дизайн в городе находится на достойном уровне. Тем более если эти объекты не видны".<BR><BR>Лариса Домрачева:<BR>"Мы имеем блестящие исторические парки, но, к сожалению, у нас нет достойных объектов мирового уровня. Даже если появляются какие-то жемчужины за городом, то почему их нет в самом городе?"<BR><BR>Владимир Нефедов:<BR>"На протяжении последних 5 лет я преподавал ландшафтный дизайн в одной из ландшафтных школ Франции и могу сравнивать. <BR>В черте Петербурга и в ближайших пригородах того, что принято относить к ландшафтному дизайну, еще не появилось. <BR>Проблема не столько в отсутствии посадочного материала, сколько в отсутствии мышления: поиск новых форм через новейшие достижения в технологиях и через новые материалы. <BR>Употреблять слово "дизайн" ко многим работам, которые печатаются в журналах, нельзя: это примеры современного благоустройства.<BR>Французская эстетика вкладывает в понятие этих малых форм - будь это разграничительные экраны, будь это современные фонтаны, светильники, мощение, несколько иной смысл. Форма приходит от новых возможностей материалов. Более того, здесь нет жесткого разграничения. В исторической среде может быть исторический дизайн - только это надо делать так, как это делают во Франции, Англии, Германии. Надо преодолеть наши стереотипы - чтобы и в старой части города, а тем более в новых районах то, что заполняет пространство между зданиями, обрело свое лицо. Этого пока нельзя сказать ни об одном участке в городе". <BR> <BR>Николай Жигло:<BR>"Мы проектируем почти все крупные садово-парковые объекты в городе. Мы проектируем хорошие участки, но они реализуются не в том виде, в каком бы нам хотелось. <BR>Это происходит в силу разных причин, одна из них - финансовая. Мы сейчас занимаемся реконструкцией Марсова поля и сравниваем снимки 30-летней давности и сегодняшние: объект разительно изменился. <BR>Наш город утрачивает свои позиции. Раньше город вводил 150 га садов и парков ежегодно, сегодня - 25,6 га. <BR>До 300-летия города осталось 5 лет, а на парк 300-летия, который мы спроектировали, надо потратить огромные средства. Чтобы провести минимальное благоустройство, провести дорожки, посадить деревья и цветы, надо потратить 1 миллион рублей на гектар". <BR><BR>Евгений Андреев: <BR>"В Объединенных Арабских Эмиратах только на озеленение потрачено $3 млрд. У нас бюджет всей страны - $20 млрд". <BR><BR>Виктор Смертин:<BR>"Есть ли в Петербурге ландшафтный дизайн? Конечно, есть! Ужасный, искривленный, но есть. Если в России где-то есть ландшафтный дизайн, то только в Петербурге. <BR>В Петербурге есть несколько десятков фирм, я лично этим занимаюсь 10 лет, и за это время столько создано! Пример дорогого благоустройства в городе - Малая Конюшенная улица и ряд дворов".<BR><BR>Есть ли осмысленный спрос на ландшафтный дизайн со стороны города и частных лиц?<BR><BR>Николай Жигло:<BR>"Спрос есть. Огромные жилые районы не могут стоять на помойках. <BR>Благоустройство необходимо прежде всего для того, чтобы предотвратить образование стихийной свалки".<BR><BR>Елена Полякова:<BR>"Было бы странно, если бы наш город не интересовался подобными вопросами. Но ко мне обратился один из крупнейших петербургских парков - ЦПКиО, у которого нет денег, чтобы купить семян и рассаду. Город интересуется благоустройством, но почему не выделяет средств?"<BR><BR>Игорь Лященко:<BR>"2 года назад мы первые привезли сюда декоративные растения. И удивились, что спрос гораздо ниже ожидаемого, с учетом того, что цены невысокие, а материал хороший. Я думаю, спрос еще придется формировать. И спрос может формироваться только общими усилиями. Люди должны увидеть, как можно красиво жить. Тем более что это не очень дорого".<BR><BR>Виктор Смертин:<BR>"Очень дорого!"<BR><BR>Игорь Лященко:<BR>"Не согласен! Можно сделать по-разному. Можно миллионы долларов вбабахать в участок, а можно посадить два-три красивых растения, поставить декоративный фонарь, и они придадут красоту всему участку".<BR> <BR>Евгений Андреев:<BR>"Проблема в том, что в петербургских питомниках нет ничего. Я не знаю, чем город будет озеленять себя. Мы потеряли все. Даже то, что наработал Мичурин, можно купить в Голландии, Финляндии, Германии. В России нет ничего - мы объездили всю европейскую часть страны. А вообще, ощущение, что в Петербурге сегодня модно только мощение плиткой и укладка асфальта". <BR><BR>Андрей Рейман:<BR>"15 лет назад Финляндия покупала у нас посадочный материал, был очень большой выбор. Сегодня питомники исчерпаны.<BR>Да, сегодня мода - мощение искусственной плиткой. В Европе от этого отказываются и переходят на природный камень. Я не знаю, зачем было покупать мощные заводы для производства плитки.<BR>Наверное, в 30-е годы у нас не было больше средств. Но в Ленинграде выходил специальный журнал по ландшафтной архитектуре, в Лесотехнической академии был особый факультет. Потом началась война, борьба с космополитизмом, и все было уничтожено. А теперь в России нет такой специальности. <BR>А деньги на ландшафтный дизайн берутся из Дорожного фонда - даже нет отдельной строки в бюджете".<BR><BR>Лариса Домрачева:<BR>"Сегодня потребность в ландшафтном дизайне велика. Организовал губернатор конкурс на самый благоустроенный двор - и благоустроенные дворы появились. <BR>Мы в этом году выпускаем первых ландшафтных архитекторов, и спрос на них уже есть - заказы со стороны и частных фирм, и города". <BR><BR>Владимир Нефедов:<BR>"Беда Петербурга в том, что сегодня никто не занимается его коллективной эстетикой. Да, много сделано в парках. Но городские деньги сегодня используются малоэффективно: можно сделать меньше, но лучше. <BR>Никто не занимается оформлением улиц. Деньги попадают тресту, который только знает, что надо поставить решетки и выложить поребрик.<BR>Сегодня главные потенциальные заказчики нормального дизайна - кондоминиумы. Тем более что все их участники были на Западе, все видели, как там сделаны дворы. Надо целенаправленно формировать социальный заказ в тех слоях, которые могут заплатить за красоту. А потом разницу почувствуют и муниципальные службы".<BR><BR>Андрей Рейман:<BR>"Надо понять, что ландшафтная архитектура - это не только сады, скверы, парки. Это еще и улицы, площади, дворы".<BR><BR>Каковы Ваши аргументы в борьбе за потребителя?<BR><BR>Елена Полякова:<BR>"Мы планируем создать выставку-продажу посадочного материала, причем собрать вместе максимальное количество питомников. Возможно, что не у всех найдутся деньги, но человек увидит, что можно сделать. Не так уж и мертвы наши питомники, у них есть определенный потенциал, и спрос будет стимулировать их развитие".<BR><BR>Игорь Лященко:<BR>"В ближайшие лет пять у города будут более серьезные задачи, чем озеленение. Это игрушка для богатых стран. Мы по уровню дохода находимся ниже, чем Финляндия, а в Финляндии ландшафтный дизайн почти не представлен. Кроме того, у нас короткое лето.<BR>Развитие пойдет не через город, а через частных лиц. Мы хотим вернуть людей к цветам на балконе - мы покажем, как может преобразить дом украшенный балкон. И тут не нужны особые финансы". <BR><BR>Евгений Андреев:<BR>"У меня под окнами парк 300-летия Петербурга, и грустно на него смотреть. Ландшафтные архитекторы имеют крайне ограниченные знания о современном посадочном материале.<BR>В общей смете стоимость самого посадочного материала - 15-20%. Стоимость цветов, которые дают всю красоту, - всего 1%.<BR>А что касается пропаганды: мы уже создали свой питомник и скоро построим садово-парковый центр на оживленной магистрали, где, кстати, губернатор ездит каждый день. Там будут все варианты ландшафтного благоустройства - и освещение, и водопады, и альпийские горки, и малые архитектурные формы, и скамейки, и газоны..."<BR><BR>Андрей Рейман:<BR>"Мы очень многое потеряли и начинаем с того, с чего когда-то начинал Петр I - везем растения из Германии и Голландии. Но Петр прекрасно понимал, что надо закладывать питомники. С XVIII века и до войны Петербург был городом садов. Во время войны и блокады погибли садовники и питомники. Погиб опыт. <BR>Сегодня мы пытаемся соединять нынешние возможности, европейский опыт и сохранение исторического наследия. В школе сейчас ввели предмет "Краеведение", и для школьников мы сделали маленькую книжечку "В садах Петербурга".<BR><BR>Лариса Домрачева:<BR>"Мы создали свое проектное бюро, центр современных строительных технологий, проводим серию выставок, международных конференций, организуем конкурсы проектов. Сделаем постоянно действующую ландшафтную выставку".<BR><BR>Владимир Нефедов:<BR>"Принцип "сделай сам" имеет колоссальное значение. Но кто это будет продвигать? Надеяться только на ландшафтных архитекторов нельзя. Мы должны вернуть населению принцип: престижно жить в красивой среде - в красивой квартире, с красивым балконом и с красивым двором. Красота должна стать предметом конкуренции. На Западе далеко не в каждом дворе использован супероригинальный дизайн, но каждый жилец городится: "Этот цветок я посадил сам, это я сделал сам, а это я сам купил!"<BR><BR>Николай Жигло: <BR>"Садово-парковое искусство - это искусство. Мы забываем, что можно за одни и те же деньги создать и произведение искусства, и рядовой объект. Я не думаю, что на Марсово поле было потрачено больше денег, чем на Малую Конюшенную. Но Марсово поле - это памятник садово-паркового искусства, а Конюшенная им, наверное, никогда не будет.<BR>Парки создаются годами, десятилетиями, веками, расцвет парка наступает через 50-60 лет, а мы все хотим получить уже завтра. Надо запасаться терпением.<BR>У японцев одно понимание дизайна, у французов - другое. У американцев - третье. Мы должны сохранить лицо и свои традиции.<BR>Тем более что не надо убеждать человека, что посадить дерево - это хорошо".<BR><BR>Виктор Смертин:<BR>"Надо ставить питомники. Сегодня в городе только один, и в нем одни липы, которых хватит на 5 лет. <BR>А что касается балконов: сегодня один цветок рассады стоит 3 рубля, на балкон нужно 30 растений. Могут ли позволить это себе пенсионеры? Поэтому самая большая проблема - проблема финансовая".<BR><BR>Елена Полякова:<BR>"Можно не покупать рассаду. Семена стоят недорого. За 3 рубля можно купить пакет - целый балкон цветов".<BR><BR>Владимир Нефедов:<BR>"Для любого города мира очень выгодно проводить праздники, фестивали цветов. Надо это организовать в Петербурге".<BR><BR>Андрей Рейман:<BR>"Да, флореады - это очень здорово, городские власти могли бы быть инициаторами этого события. Тем более что есть небольшой опыт".<BR><BR>Виктор Смертин:<BR>"Есть опыт проведения праздника цветов в одном павильоне. В Петербурге нет такого количества цветов, чтобы хватило на городской праздник. Это очень дорогое удовольствие".<BR><BR>Андрей Рейман:<BR>"Посмотрите на Невский проспект - какое там убогое оформление. Можно просто показать там образцы работы ландшафтных фирм..."<BR><BR>Николай Жигло:<BR>"Такая выставка раньше была у Медного всадника.<BR><BR>Евгений Андреев:<BR>"Вообще-то Петр и был первым нашим ландшафтным архитектором..."<BR>Заседание круглого стола вел Владимир Малышев. Материал подготовил Александр Григорьев.