Российский производитель в поисках оптимального качества

Вероятно, только на рубеже марта-апреля 1999 года можно будет понять, по какому пути движется экономика России.

<BR><BR>Вероятно, только на рубеже марта-апреля 1999 года можно будет понять, по какому пути движется экономика России.<BR>Что касается послекризисных изменений в сознании менеджеров, то, хотя многое зависит от конкретной фирмы и ситуации, чаще можно констатировать повышенную готовность к изменениям и ожидания непрерывных перемен во "внешней среде" фирм.<BR><BR><B>Три группы</B><BR>Оценивая состояние основных отраслей немонополистов, профессор Давид Баркан предполагает, что около четверти фирм либо вообще ушли с рынка, либо перешли в "спящее состояние". Еще около половины фирм находятся в достаточно сложном положении. Примерно четверть - сориентировались в новых условиях и развиваются.<BR>"Уход с российского рынка иностранных товаров открывает возможности для отечественных производителей. Однако опыт Запада однозначно свидетельствует о том, что, занимая эти ниши, национальный производитель должен в первую очередь думать об оптимальном качестве и "пристойной замене" для людей, доходы которых упали, но привычка к определенному уровню потребления осталась. Именно эта проблема и должна стоять сейчас перед каждым серьезным российским производителем, претендующим на долгосрочный захват освободившегося рынка".<BR><BR><B>Найти уровень</B><BR>Некоторые полагают, что сегодня не лучшее время для качественных товаров: качество требует больших затрат. Профессор Баркан придерживается иного мнения: "Японцы, например, считают, что в конечном итоге качество приводит не только к существенному повышению финансовых результатов деятельности фирмы, но и, что самое интересное, к снижению затрат самой фирмы и ее дилеров (если, конечно, фирма заботится о соответствующих удобствах покупателей и послепродажном сервисе).<BR>Люди среднего класса и являются хребтом общества, прежде всего потому, что они не теряются ни в какой обстановке. Выгнали его сегодня с работы - не повезло, но он не позволит себе опуститься, будет продолжать искать и найдет, останется профессионалом. Да, в большей мере нужен дешевый товар, но, как говорят американские маркетологи, "человеку не нужен дешевый бифштекс, ему нужен бифштекс подешевле". <BR>Есть некий уровень, ниже которого средний класс все равно опускаться не будет. Надо найти этот уровень, определить правильную стратегию и политику движения к оптимальному качеству".<BR>Идея оптимального качества - большой вопрос, а для России особенно. "Кстати, фирмы, которые сразу качнулись к дешевому ассортименту, в конечном итоге не только не выиграют, но и могут потерять рынок", - уверен Давид Баркан.<BR><BR><B>Классовые потери</B><BR>Количественно средний класс определяется по доходу на одного члена семьи, нижняя граница - $200-250 в месяц. Консультационные фирмы, изучавшие докризисный рынок, утверждали, что в Москве средний класс составлял до 20% населения, в Петербурге - 12-14%, в больших городах - 8-9%. Для малых городов эти цифры, естественно, были минимальными: в средний класс здесь входили в основном крепкие предприниматели и силовые группировки, являвшиеся их "крышами".<BR>Отслежены и сокращения. По мере разрастания кризиса примерно треть среднего класса (прежде всего - люди из офисов) потеряла работу, а у оставшихся реальная зарплата сократилась на 30-60%.<BR>Давид Баркан рассуждает: "Потери большие. Но выживаемость у представителей среднего класса сильная. Это показал весь ход реформы. Если бы мы выбирали самый плохой вариант реформы - хуже не выбрать. Мы - самая плохая страна по показателям улучшения условий жизни в реформируемых экономиках. У Эрхарда в Германии после 5 лет реформы 82% населения сказали, что живут лучше, чем до начала реформы, а у нас - всего 22-24%. Это предпринимательский и средний класс. Механизм действия реформы так или иначе поднимает тех, кто "умеет крутиться", однако следует хорошо понимать и другой момент: собственно инвестор и владелец любого предприятия, неважно - идет ли речь о "белых", "серых" или "черных" капиталах, стремится набирать и продвигать толковых и дельных людей".