"Челноки" присматриваются к хот-догам

До кризиса "челноки" составляли часть населения, платежеспособность которого была выше, а иногда значительно выше средней. Кризис, конечно, не лишил этот слой предпринимательства денег (они меньше всего доверяли сбережения банкам), но оставил с оборотными

<BR>До кризиса "челноки" составляли часть населения, платежеспособность которого была выше, а иногда значительно выше средней. Кризис, конечно, не лишил этот слой предпринимательства денег (они меньше всего доверяли сбережения банкам), но оставил с оборотными средствами без возможности их оборота. <BR>Теперь "челноки" начинают присматривать новые сферы, куда можно направить свою предпринимательскую активность и вложить скромные трудовые капиталы.<BR><BR><B>Деньги- сосиска-деньги</B><BR>Одним из самых популярных вложений оказались автоприцепы с установленным торговым оборудованием. И если многие фирмы, занимающиеся продвижением торгового оборудования, сейчас переживают не лучшие времена, то у предприятия "Купава", предлагающего прицепы, оснащенные грилями и прилавками, дела идут неплохо.<BR>"Челнок" - покупатель взыскательный. Работники "Купавы" говорят, что иной покупатель 3 месяца периодически заходит, прежде чем решится приобрести прицеп стоимостью $3000. "Наибольшим спросом пользуются передвижные кафе, - говорит заместитель директора фирмы "Купава" Юрий Чебелка. - Когда я у одного покупателя спросил, почему именно кафе, он ответил, что у нас в городе сосиска, побывавшая в кипятке, становится дороже в 3 раза, а он согласен на получение не 200%, а 100% дохода и поэтому думает, что не прогорит. И потом, кафе на колесах позволяет быстро и без потерь свернуть или перебазировать бизнес, если он перестает приносить доход". <BR>Популярность автоприцепов - торговых точек объясняется также возможностью варьировать платежи в казну: месячная аренда места под прицеп зависит от места расположения торговой точки - от 400 рублей на отшибе "спального" района до 2500 рублей в непосредственной близости от метро. Это очень важно для "челнока", привыкшего очень чутко прислушиваться к малейшим изменениям конъюнктуры рынка. <BR>Другой способ инвестиций "челноков" - вложение в автотранспорт. "Газель" пользовалась достаточно хорошим спросом и до кризиса, что вполне объяснимо: грузовик, не требующий водительских прав категории "С" да еще позволяющий проезжать там, где движение грузового транспорта запрещено (что чрезвычайно важно для профессиональных грузовых перевозок по городу). <BR>"Бычок" же начинает приобретать популярность в Петербурге во многом благодаря кризису. По словам директора фирмы "ПетроЗИЛ", регионального представителя "АМО ЗИЛ", Андрея Сытенко, с сентября резко возрос спрос на автомобили "бычок" именно у физических лиц. Если до кризиса предприятию удавалось продавать ежемесячно по пять-шесть машин физическим лицам, то сейчас продажи выросли в 2-3 раза. Приблизительно половина покупателей стремится приобрести автомобили, сразу же оборудованные или как передвижное кафе, или как магазин на колесах.<BR><BR><BR><B>Финансовый потенциал</B><BR>До недавнего времени деньги, зарабатываемые "челноками", в основном работали на экономику дальнего зарубежья и способствовали росту легкой промышленности Турции, Китая, Кореи. С осени предприниматели стали направлять свои небольшие, но в совокупности очень даже значимые капиталы в отечественную экономику. Большинство из них, даже приобретая торговые места или транспорт, не торопятся с регистрацией предпринимательской деятельности. <BR>Причина такого отношения кроется отнюдь не в отсутствии патриотизма у этой категории граждан, она намного прозаичнее - не верит эта часть предпринимателей государству. А иные не знают, как это делается. "То, что челночный бизнес - это временно, я понимал с самого начала, - говорит бывший "челнок", а ныне владелец ИЧП Михаил Н. - Но надеялся со временем на магазин накопить, да вот кризис заставил поторопиться. <BR>Решил начать с малого - купил ларек на колесах, бэ-ушный, конечно. Нет, я прекрасно понимаю, что и это временно и ненадежно, но на тот бизнес, которым хочется заняться, все равно денег не хватает. А ларек позволит и понять, как и что делается, да и место повыгоднее подобрать". <BR><BR><B>Придирчивый клиент</B><BR>Многие продавцы оборудования говорят, что "челноки" - очень трудные клиенты. Обсуждая с ними достоинства оборудования, продавцу желательно знать такие вещи, как порядок регистрации индивидуального предприятия или уровень криминализации чв пригородах. Но все сходятся в том, что на этого клиента обязательно надо ставить, поскольку он платит без задержек и наличными. <BR>Для того чтобы не лишаться такого клиента, в той же "Купаве" пытаются искать союзников по продвижению своего оборудования среди фирм, торгующих небольшими грузовиками. <BR>Понимая, что торговцу нужна поддержка местной власти курортных зон Петербурга, в "Купаве" активно контактируют с районными чиновниками. <BR>(С.Л.)