Бизнесменам нельзя терять бдительность

Мошенники активно осваивают новые посткризисные технологии "кидания" бизнесменов. Если до августа предприниматели попадались на удочку нечистых на руку "коллег" в основном при предоставлении товарных кредитов, то сегодня чреват неприятностями даже сам про

<BR><BR>Мошенники активно осваивают новые посткризисные технологии "кидания" бизнесменов. Если до августа предприниматели попадались на удочку нечистых на руку "коллег" в основном при предоставлении товарных кредитов, то сегодня чреват неприятностями даже сам процесс обмена товара на наличные.<BR>Доказательство тому - недавний опыт АОЗТ "Фудлайн". Абсолютно невинная сделка по продаже партии товара (покупатель платил наличными) обернулась потерей 39.000 рублей. Правда, через несколько дней компании удалось разыскать обидчиков, но подобный хэппи-энд - скорее исключение. Чаще всего пострадавшей стороне остается лишь убеждать себя в том, что на ошибках учатся. Правда, выгоднее учиться все-таки на ошибках чужих.<BR><BR>Обыкновенное "кидалово"<BR>В тот день "Фудлайн" должен был по договоренности с фирмой "Купе" привезти товар в условленное место. Водитель-экспедитор приехал на территорию склада, разгрузил машину и вместе с покупателем поднялся в офис - оформить документы и получить деньги. Покупатель уверенно зашел в комнату, небрежно бросил на стол связку ключей, скинул куртку. И со словами: "Извините, очень в туалет хочется", вышел. Когда он не вошел обратно и через 20 минут, представитель фирмы проявил беспокойство. Тут выяснилось, что владельца оставленных ключей и куртки ждут еще два продавца. На улице ни товара, ни покупателя, ни денег обнаружить не удалось. Суммарные потери трех фирм превысили 120.000 рублей.<BR><BR><B>Хэппи-энд</B><BR>"До этого ТОО "Купе" уже 2 раза покупало у нас товар; сразу расплачивались наличными, оформляли все документы. Никаких подозрений о возможной нечестности покупателя не возникало. В третий раз фирма заказала более крупную партию. Как позже выяснилось, у двух других пострадавших компаний была точно такая же ситуация: по две успешные продажи, новый заказ", - рассказывает Максим Иванов, генеральный директор АОЗТ "Фудлайн".<BR>Осознав, что их цинично "кинули", коллеги по несчастью предприняли попытку по горячим следам найти увезшие товар машины. <BR>Машины удалось найти, но легче от этого не стало: водители дружно подтвердили, что товар возили, но вот выгрузили его в никуда - прямо на снег на окраине города. <BR>"Заказчик сказал, что вот-вот должна подъехать другая машина и все забрать; меня же он больше держать не может, так как договорился на почасовую оплату", - объяснили водители.<BR>А дальше компания "Фудлайн" реализовала свое право на чудо. Ей удалось отследить, куда ушел украденный товар. Дальше все было делом техники: при поддержке милиции и охранного предприятия "Фудлайн" организовал торжественную встречу нового "хозяина" товара - тот приехал в магазин забирать деньги (к слову - сам магазин никаких документов на выставленный на продажу товар не имел).<BR><BR><B>Читайте книги жалоб</B><BR>Выяснилось, что ТОО "Купе" - не более чем случайная комбинация букв: печать поддельная, а фирма не была официально зарегистрирована. Столь же случайный характер носил указанный в договоре аренды ИНН и номер расчетного счета. Не говоря уже о том, что руководитель "Купе" в документах значился под инициалами А.Б., а в жизни оказался Сергеем.<BR>"У нас ежедневно появляются десятки новых клиентов. Проверять всех - это какой же штат понадобится для такой работы!" - заявляет Максим Иванов.<BR>По его словам, служба безопасности начинает "прощупывать" клиента, если речь идет о крупных сделках или предоставлении товарного кредита. Тогда и документы изучаются досконально, и недвижимостью интересуются, и всевозможные нестандартные методы используются. <BR>Например, проверяется регистрация кассового аппарата (по номеру ККМ можно выяснить, за какой фирмой числится данный аппарат). <BR>Другой вариант - вчитаться в книгу жалоб и предложений: если там кто-то высказывает недовольство работой ТОО "Победа", а поставки идут в ТОО "Заря", то появляется повод задуматься о благонадежности данного клиента.<BR>"Сейчас "кидалы" сидят в следственном изоляторе и с ними разбирается следствие. Безусловно, из случившегося и мы сделали определенные оргвыводы", - уверяет Максим Иванов.<BR><BR><B>Береженого Бог бережет</B><BR>"Обезопаситься от подобных вещей можно только проверяя потенциальных клиентов: зарегистрированы ли они, что у них за офис и т.д. Тут ничего нового не посоветуешь - нужно или иметь свою службу безопасности, или сотрудничать с охранными фирмами", - считает начальник информационно-аналитического отдела объединения структур безопасности "Оскордъ-СПб". <BR>Кстати, "ДП" уже давно предсказывал, что фирмам, желающим защитить свой бизнес от растущего (в связи с кризисом) числа мошенников, придется увеличить расходы на безопасность: проверять потенциальных клиентов, усиливать сопровождение грузов (посылать на встречу с покупателем не одного, а двух человек) и т.д. Или - если речь идет о большом количестве мелких клиентов - сознательно идти на риск.<BR>Представитель правоохранительных органов в беседе с корреспондентом "ДП" подтвердил, что "кидать" в последние месяцы стали чаще. И в большинстве случаев подобные дела не имеют особых перспектив быть раскрытыми. Поэтому, уверен наш собеседник, лучше перестраховаться.<BR>В других странах, например в Германии, крупные сделки предваряются масштабными проверками: сотрудники службы безопасности получают сведения о платежеспособности партнера по бизнесу у домовладельца, телефонной компании, энергоснабжающих и убирающих мусор организаций, наконец у соседей. Это стоит недешево, но подобные расходы окупаются.